В жизни художника многое решает случай
Когда Анна Пантелеевна Петрова-Водкина показывала рисунки своего отпрыска заезжему архитектору Фридриху Мельцеру, она и помыслить не могла, что открывает сыну путь в мировую известность.
Искусство Кузьмы Петрова-Водкина своеобразно восприняло академическую традицию
Влияние иконописи и провинциального изобразительного фольклора наложило отпечаток на все его работы. И даже в эпоху модерна этот сплав выглядел вызывающе, будучи слишком условным для реализма и слишком реалистичным для авангарда.
Это сейчас нам понятен пророческий символизм «Купания красного коня», а в своё время Кузьму Сергеевича как только ни ругали! Плохой реализм, манерность, условность – вот лишь часть обвинений, которые слышал в свой адрес Петров-Водкин.
«Таких коней не бывает!» – так звучал главный упрёк.
Сферическая перспектива и «трёхцветка»
Имеющиеся тексты позволяют реконструировать теорию, на которую опирался Кузьма Сергеевич. Самым важным для художника было соотнесение избранного мотива с жизнью вселенной. Его детские представления о мире, опиравшиеся на мужицкие легенды, были дополнены научными знаниями химии и физики, и это восхищение целостностью мироздания отразилось в творчестве. Петров-Водкин выработал особый способ организации картинной плоскости – сферическую перспективу, расширяя и как бы закручивая периферическое пространство вокруг смыслового центра. В колористике художник придерживался системы соотношения основных и дополнительных цветов, названной им «трёхцветкой» по числу основных – жёлтого, красного и синего.
Художникам известно, что любой оттенок можно смешать, имея лишь три основных цвета. Красный и синий дают фиолетовый, синий и жёлтый рождают зелёный, а из жёлтого с красным получается оранжевый.
Своё искусство художник называл «планетарным».
Инстаграм Петрова-Водкина
Натюрморты Кузьмы Петрова-Водкина очень инстаграмны. Почти классический flat lay, под углом к горизонтали направленные прямые линии – складывается ощущение, что пророчества художника касаются не только гражданской войны.
Шутки ради я вписала в строчку поисковика соцсети имя художника и немало удивилась, найдя страницу Петрова-Водкина в Инстаграме!
Идея хороша, только требует доработки. Мы имеем большое количество текстов – размышлений и воспоминаний, которые оставил нам художник, кроме того, его работы можно выстроить в хронологическом порядке.
Богатая идея, как думаете?
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Акварель "Девушка и Смерть" Кузьмы Петрова-Водкина: история одной иллюстрации