Найти тему
ПРООБРАЗование

Как стать ведущим университетом? Рецензия на книгу

Оглавление

#прообразование_читаем #иззакромов

Становление университетов мирового класса. Джамиль Салми. 2009г.

О книге в трёх словах:
компетентно
честно
мотивирующе

Источник литературы для поступающих в аспирантуру ИнОбра.
По сути, это книга (даже книжечка, а если еще и убрать резюме, зачем-то дублирующее прямо-таки абзацы из последующих глав, так и вовсе книжулечка) о тех критериях, которые предъявляются вузам, стремящимся стать лучшими / ведущими / мирового класса, и разумеется, о рейтингах, которые сводят на основе соответствия этим критериям вузовскую "турнирную таблицу".
И здесь возникает первый вопрос: что курица, а что яйцо в дуэте "критерии оценки и ведущие вузы"? В книге часто подчеркивается, что именно в этом (публикациях, цитированиях, интернационализации студенческого и преподавательского контингента и др.) хороши ведущие вузы. Но... на каком-то основании же эти критерии были выбраны для выделения этих ведущих вузов. И почему в крупнейших мировых рейтингах нет критерия "качество преподавания"? Следуя этой логике, потому что ведущие университеты в этом несильны?
Далее, жаль, что на ряду с Times и ARWU в этой книге нет обсуждения QS, хотя он вышел за 5 лет до этой книги. Кто-нибудь знает, почему Салми обошёл его стороной?
Ироничный зачин, в котором описывается бурная общенародная реакция государства, чьи 2 вуза опустились в рейтинге на 100+ позиций в результате изменения методики, о которой знал лишь узкий круг лиц, был столь острым, ярким и многообещающим, что последующие страницы в настрое, на мой взгляд, просели. Хотя еще была "оченно" хороша цитата Ф.Альтбаха об университетах мирового класса "Все хотят создать такой университет, однако, никто не знает, что это такое, и никто не знает, как его получить". Да, напомню, что на прошлой конференции ИВО в Вышке он высказался против расширения группы вузов, участвующих в программах конкурентоспособности...
Описание кейсов вузов в книге менее детальны, чем хотелось бы. Возможно, мои ощущения обусловлены впечатлением от следующей книги, "Дорога к академическому совершенству", где подробно описывается пройденный путь: проблематика и решения руководства ведущих вузов в разных странах, а Салми и Альтбах выступают редакторами. Я прочла ее запойно и вдохновенно в аспирантуре, пока училась на преподавателя высшей школы в ТГУ, а теперь (вот так сюрприз!) работаю в подразделении, возглавляемом автором одной из глав - И.Д. Фруминым.
Красной нитью в книге проходит мысль о том, что участие в рейтинговой гонке ради таковой, без стратегии развития вуза, и работы в том числе и с теми сферами, которые не оцениваются высоким международным жюри, имеет мало смысла. Активно обсуждается роль государственной поддержки - в первую очередь финансовой, а также политической, когда вузу даются особые права на определение правил игры, которые будут способствовать развитию (например, изменение политики приема абитуриентов). Подчеркивается, что в группе учреждений третичного образования, на которое приходятся основные ставки развития человеческого капитала и конкурентоспособности страны, есть не только высшее, но средне-специальное и дополнительное профессиональное образование, которые тоже требуют и внимания, и ресурсов государства. Также поднимается необходимость поддержки учреждений, которые "не жильцы" в нынешних топовых рейтингах, но которые конкурируют качеством преподавания и педагогическими инновациями. Помимо финансов требуется качественное управление организацией (стратегия, тактика, видение перспектив, управление рисками и т.д., и т.п.). Вот, например, Салми пишет, что лидирующие вузы особо тщательно подходят к отбору магистрантов, поскольку они активно участвуют в научно-исследовательской деятельности своих alma mater и способствуют повышению результатов. Во всех ли наших вузах магистранты активно вовлечены в науку, положа руку на сердце?
Вот еще ряд занятных выписок:
*Профессор Гамильтон, первый проректор Йеля, "один из немногих, которым доведется возглавлять Оксфорд, не будучи выпускником этого учебного заведения". Это что же получается, и в Оксфордском университете инбридинг?!
*Прочная финансовая основа лучших вузов США складывается из а) гос. финансирования научно-исслед. деятельности и б) больших объемов привлеченного частного капитала, позволяющего не зависеть "от прихотей переменчивых политических приоритетов". Даже установлена положительная корреляция между позицией вуза в рейтинге и размером этого фонда (какова же причинно-следственная связь, интересно?)
*Занятно читать фрагменты об активных действиях со стороны студентов зарубежных вузов в ответ на изменения политики в вузе, которые на их взгляд приведут к ухудшению качества обучения. Занятно, потому что не могу вспомнить таких российских прецедентов, по крайней мере, на нашем веку. А по прежним надо прочесть рекомендованную Марией Марковной Юдкевич литературу по академпрофессии. Еще не вечер)
*Цифры по числу ППС Университета Буэнос-Айреса и Национального автономного университета Мехико, приведенные в приложениях в конце книги, долго не дают покоя: 24508 и 29386! МГУ - 4000, а тут в 6-7 раз больше! Это ж сколь филигранным должно быть управление, документооборот, да хотя бы расписание занятий!
*Открыла глаза мне историческая вставка о том, как вузы США активно занимались рекрутингом китайских абитуриентов, которые бы никогда не рассматривали вариант поступления в Северо-Американский университет. Так вот где корни недавних жарких дискуссий об экспансии западных вузов китайцами! Сами ж позвали!)) А еще приводятся опасения Альтбаха в 2003г, что китайские вузы слишком быстро расширяются за счет ухудшения качества обучения. Интересно, поменял ли профессор своё мнение на настоящий момент?

Кстати, желание узнать расклад на сегодня очень часто посещает по ходу чтения книги. 2009 и 2020 - это две большие разницы

Главные выводы:

  1. Рейтинги-это стимул, а не самоцель.
  2. Количество вузов мирового класса определяется на государственном уровне, в соответствии с программами и прогнозами развития страны.
  3. Стратегия и тактика управления вузом - это золотой ключик. Кто освоит навык постоянных изменений к лучшему, тот обречен на успех. Кто опустил руки или решил почивать на лаврах, загремит под фанфары.
  4. Не вузами едиными достигается процветание - помнить о системе