#прообразование_читаем #иззакромов
Книга "Четырёхмерное образование" Чарльз Фадель, Майя Бялик, Берни Триллинг, 2018 год.
В трёх словах:
Алармично.
Средне-футуристично.
Обзорно.
Для кого: Желающим понять, чем образование сегодня отличается от образования еще каких-то 10 лет назад (а раньше - больше) и как с этим жить.
Книгу рекомендуют вновь прибывшим аспирантам Института образования. И неслучайно. Она даёт понимание контекста, а значит исследователю становится яснее, куда и как можно сейчас вписаться. Очень легкое введение в специальность науки об образовании. Но надо отдать должное, к первоисточникам относятся с уважением, и найти их для углубленного изучения по библиографии не представляется трудным.
Авторы предлагают свою модель образования, в которую включаются знания (что мы знаем и понимаем), навыки (как мы используем свои знания), (неожиданно) характер (как мы ведём себя и как участвуем в жизни) и (логично, но свежо) умение учиться (как мы размышляем и адаптируемся). Знания и навыки комментировать особо не буду, так как в друзьях у меня люди просвещенные. Тут есть, наверное, всё, хоть и по чуть-чуть: междисциплинарность, анализ данных, искусственный интеллект и 4К (креативность, критическое мышление, коммуникация, сотрудничество (ибо cooperation) и т.д.
Характер - отсюда начинается новое (по крайней мере для меня). Авторы выделяют 6 ключевых индивидуальных качеств: осознанность, любознательность, решительность, устойчивость, этичность и лидерство. Как говорится в оригинале, конкретные предметные знания (а может и навыки, например, решать задачи с логарифмами) могут нам по окончанию школы и не понадобиться, а вот личные качества точно останутся с нами на всю жизнь - и профессиональную, и семейную. В книге рекомендуют не делегировать религиозным лидерам воспитание характера детей, а встраиваться в этот процесс вместе с семьей. И тут я вспомнила свое посещение службы в церкви методистов в Айдахо, и подумала о том, какое действительно большое значение в этом плане имеет церковь, например, в США. И какое … никакое значение имеет у нас, потому что ходить школьникам в церковь раз в неделю - это скорее исключение, чем правило.
И последнее - метаобучение. Да, привет курсу Барбары Окли "Learning how to learn" и субъектной позиции студента. Вспомнила, как в 6 классе участвовала в пилотной группе, где мы ставили себе цели, сроки, проводили рефлексию. Было интересно, только отчего-то недолго.
"Неграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать или писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться" - цитируют футуролога Элвина Тоффлера в книге.
Кстати, цитаты в книге прекрасные. Поделюсь еще несколькими:
"У меня нет особых талантов, только страстное любопытство" Альберт Эйнштейн
"Если бы каждый восьмилетний ребёнок был обучен медитации, мы смогли бы избавиться от насилия в течение одного поколения" Далай-лама
И, конечно, "Будущее уже не то, каким было прежде" Йоги Берра.
Утверждения про будущее меня в этой книге захватили больше, чем про образование. Я назвала это "средне-футуризм", потому что, полагаю, для России многое из обсуждаемого в книге реалией станет еще нескоро. А про алармизм… на фоне всем известных тенденций, которые тут поданы с особым смаком (не в последнюю очередь благодаря уместной графике), отметила следующий фрагмент, пробирающий до мурашек:
"По мнению ряда ученых, наша деятельность уже вызвала в окружающей среде изменения, которые могут привести к вымиранию человечества. Существует множество исторических примеров, когда гораздо менее масштабные коллективные действия человека заводили его в тупик. Племена острова Пасхи так яростно соперничали друг с другом (даже всемирно известные статуи были созданы в рамках этой конкуренции), что истощили все доступные ресурсы острова, и их цивилизация рухнула. По словам эволюционного биолога Джареда Даймонда, параллели между гибелью цивилизации острова Пасхи и современным миром "ужасающе очевидны".
Ну и такое, прагматичное замечание: книга в издании Сбербанка прекрасно читается в транспорте, благодаря крупному шрифту.