Кавалер Золотой Звезды. СССР, 1951. Режиссер Юлий Райзман. Сценарист Борис Чирсков (по одноимённому роману С. Бабаевского). Актеры: Сергей Бондарчук, Анатолий Чемодуров, Кира Канаева, Борис Чирков, Николай Гриценко, Иван Переверзев, Тамара Носова и др. 21,5 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
В первой половине 1950-х фильм «Кавалер Золотой Звезды» ожидал официальный триумф: он получил высокую оценку руководства страны и прессы.
Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902-1980) писал, что в фильме «Кавалер Золотой Звезды» «проходит целая галерея советских людей, живущих и творящих в период постепенного перехода от социализма к коммунизму. Главным героем фильма является Сергей Тутаринов – представитель молодого поколения, выросшего и воспитанного в годы Советской власти. … Его личные интересы слиты с общественными, с государственными задачами. Для него превыше всего интересы народа, партии, государства» (Большаков, 1952: 15). Большаков И.Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. М.: Знание, 1952.
Мнение И. Большакова полностью разделял и киновед Александр Грошев (1905-1973): «В фильме мы видим его только что вернувшимся из армии в родную станицу. Радостно, с большим почетом встретили казаки своего земляка-героя. Но Сергей рассматривает данное ему Родиной высокое звание не только как награду за его военные подвиги, но и как большую обязанность и долг перед народом. Сергей вернулся домой полный смелых мыслей о мирном строительстве, переустройстве сельского хозяйства на новой технической базе. Его характер раскрывается в движении, росте и духовном обогащении. ... товарищ Сталин писал: «Только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия, - могли обеспечить такую славную победу. Партия коммунистов может поздравить себя, так как именно эти качества культивирует она среди трудящихся всех национальностей нашей необъятной родины». Именно эти драгоценные качества, о которых говорил товарищ Сталин, характеризуют Сергея Тутаринова. Заслуга авторов состоит в том, что они образно и поэтично показали в картине не только результаты, но и творческий процесс труда, показали, как в живой, практической работе растут и мужают характеры, складывается социалистическая мораль» (Горошев, 1952: 212-213). Грошев А. Образ советского человека на экране. М.: Госкиноиздат, 1952. С. 212-213.
Однако с наступлением «оттепели» официальное отношение к «Кавалеру Золотой Звезды» было пересмотрено. И в «Краткой истории советского кино» все тот же киновед А. Грошев (вместе с коллегами) писал об этой работе Юлия Райзмана (1903-1994) иначе, утверждая, что «Кавалер Золотой Звезды» «отмечен влиянием теории бесконфликтности. … [здесь] есть интересные находки…, но в целом произведение это отличается дидактикой и иллюстративностью, что значительно снижает художественные достоинства фильма» (Грошев и др., 1969: 355). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.
Итак, это были мнения министра и киноведов. А каковы Ваши мнения о фильме «Кавалер Золотой Звезды», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020