История человека по имени Орландо начинается в Англии XVII века и, возможно, там бы она и закончилась, если бы Ее Величество Елизавета I не воспылала пылкой страстью к юноше с женской миловидностью в чертах лица и стана. Очарованная красотой, молодостью и жаждой жизни своего фаворита королева, оказавшись на смертном одре, отпишет объекту своих симпатий внушительное поместье, но «не бесплатно». Цена такому роскошному подарку — вечная молодость.
С этого момента Орландо перестанет стареть, и долгие-долгие годы будет искать место в жизни, то и дело натыкаясь на острые углы, спотыкаясь о подлые камни.
Он полюбит, но будет предан. Найдя себя в поэзии, обманется вновь. Политика станет очередным разочарованием. И тогда мироздание пошлёт Орландо то, что одни назовут «испытанием», но наш герой узрит в даре «возможность»: однажды Орландо проснётся женщиной — «тот же человек, только в другом теле».
Абсурд? Фарс? Определённо. Однако если вы внимательно следили за жизнью героя, за моделью его взаимодействия с окружающей действительностью, то такой крутой сюжетный вираж покажется вам самой естественной вещью на свете.
Фильм является экранизацией одноимённого романа Вирджинии Вулф. Вулф — идеолог феминизма, представительница первой волны. Она исследовала проблему долгие годы, а полученные в результате анализа мысли транслировала в своих сочинениях.
Тема гендерной проблематики прослеживается в творчестве писательницы с самых ранних ее произведений, но, пожалуй, именно в «Орландо» мысль обретает четкую форму, глася: человеческая индивидуальность первична, она главенствует над физической оболочкой, определяющей и гендерную принадлежность. Персонаж Тильды Суинтон, ставший обьектом метафорических метаморфоз, оказался на перепутье, определяющем судьбу, но не меняющем личность. Женщине Орландо живётся иначе, чем Орландо мужчине, но не проще и не сложнее. Просто препятствия изменили форму, как, собственно, и социальные блага. Границы различий стираются.
Всякий, кто читал Вулф, знает, что положить ее текст на киноплёнку — занятие сомнительной перспективы. Но у Салли Поттер, которая, кстати, и сама была полна скепсиса, получилось. Она пошла по хитрому пути, не став копировать сложные, не поддающиеся визуализации мотивы, заменив их незримым присутствием самой Вирджинии: ее идей, взглядов, мыслей.
Картина гипнотизирует своей эстетикой, а ее воздушность и ненавязчивость оставляют приятное послевкусие. Ну и Тильда, конечно, совершенно великолепна.
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно :)
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал и мой инстаграм — впереди ещё больше интересного о мире кино!