Приветствую Вас, уважаемый читатель! Продолжаю рассказ о начальниках, как их понять, кто перед вами, и как наладить диалог. Речь сегодня пойдет о деятельном человеке, который всего достиг своим трудом. Так и назовем его Деятель.
Ранее мы говорили о руководителе – Организаторе (ссылка в конце статьи), у которого все процессы выстроены согласно приоритетам, команда работает согласованно. И вот такого руководителя одной ИТ-компании в начале года проводили на пенсию.
Его проектная команда отлаживала программы коммуникации по заявкам клиентов. В коллективе – дизайнеры, программисты, линия поддержки.
Новый руководитель оказался Деятелем. Он сразу сказал, что все делаете неправильно, нужно вводить мотивацию и стимул для лучших. Кто больше закроет заявок, тот и получит больше денег.
Руководитель приказ о мотивации подписал, и все начали работать по-новому. Исполнители стали перехватывать друг у друга заявки. Процесс распределения заявок стал напоминать корм рыб в аквариуме. Наиболее активная борьба началась за «жирных клиентов». Перестали делиться информацией и наработками, помогать новичкам.
По итогу месяца программисты, которые дольше сидят над работой, получили ответ – «вы мало делаете, вам премия не положена».
Дизайнеры сказали, что «у заказчиков задачи и согласования разного объема, и это невозможно учесть».
Линия поддержки говорит, что «не справедливо поощрять тех, у кого больше заявок, поскольку количество обращений по разным заявкам отличается в разы».
Команда в итоге рассорилась, что сказалось и на качестве обслуживание клиентов.
Деятеля можно легко вычислить. Везде, где он появляется, начинается соревнование, баттлы, турниры по делу и не по делу.
В Советском союзе было такое стахановское движение, когда поощряли работников, побеждавших в соревнованиях, превышая установленные нормы производства. И действительно, ориентир на достижения помогает внести динамику в однотипные процессы, где можно что-то ускорить.
Но если процессы разные, а результат зависит от слаженной работы всей команды, как и случается на проекте, ввод мотивации «больше – дальше – круче» может остановить процесс, как в описанном выше случае.
Как понять, что руководитель обладает качествами Деятеля
Прежде всего, он рвется вперед: догнать и обогнать конкурентов, захватить рынок первым, победить.
Он трудоголик, и его девиз – «Чего тут думать? Делать надо». Если сравнивать с автомобилем – это крутящийся двигатель, задача которого – везти.
Деятельный человек стремится вперед. Шеф-трудоголик сам же и является «лучшим» исполнителем. Сам работает целыми днями, и подчиненных заставляет перерабатывать.
Потребности такого руководителя – быть первым.
Если в руководителе это очень заметно проявляется, то нужно понимать простую вещь: он ценит работяг. И можно говорить на его языке, если понимать, как делать быстрее, лучше, где уместно соревнование, и как правильно учесть достижения каждого.
Иногда руководитель опирается на деятельность больше, чем на адекватное управление.
И тогда появляются приказы и гонка, без понимания смысла. Такие руководители будут стремиться удовлетворить потребности клиента, но часто не заботятся ни о себе, ни о коллективе.
Очень часто они принимают решение единолично, не советуясь, не думая о последствиях, не учитывая рисков: «завоюем рынок», «обгоним несерьезных конкурентов».
Их появление приносит на предприятие дух борьбы. В таком коллективе остаются только те, кто готов переселиться на свою работу; кто может выдержать отсутствие согласия и постоянную конкуренцию; кого стимулируют премиальные показатели.
Как строить отношения с начальником, у которого отсутствуют качества деятеля
Такой руководитель – прямая противоположность Деятелю. Это Ждун.
Его черты – недостаток активности: пассивность, созерцательность, неторопливость. Отсутствие движения вперед и ожидание.
Ждун ищет того, кто сделает, а он бы руководил, и если специалист готов реализовать его планы он попал в нужное место.
Как найти подход к руководителю Деятелю в конкурентной среде
Чтобы проявить себя тому, кто сталкивается с «деятельным» руководством, нужно быть в чем-то первым и лучшим. Найдите это, победите в соревновании и предложите, как внести элемент состязания в деятельность, чтобы усилить позиции фирмы.
О руководителе, обладающем качествами Организатора, читайте в статье: Как стоит общаться с руководителем, у которого все под контролем, чтобы идти вверх по карьерной лестнице.