В 2019-2020 годах режиссёры из старшей возрастной категории (70, 80, 90 лет) отметились шикарными работами. В чём секрет их вечной творческой молодости, сложно предположить. Но каждый из представленных в этой подборке фильмов достоин внимания.
Ирландец
Мартин Скорсезе (77 лет) и его любимые киноитальянцы, консервативная мужская энергия, квинтэссенция жанра гангстерского кино. «Я слышал, вы красите дома», — именно так заказывали убийства Фрэнку Ширану (Роберт Де Ниро), ветерану Второй Мировой войны и известному профсоюзному деятелю, другу чикагских авторитетов 50-60-х. «Я беру ещё и плотницкие работы». Ширан был профессионалом в своей деятельности: щепетилен, точен, хладнокровен (411 боевых дней и 50 дней самоволки заставили его относиться к убийству «лояльно»). Но когда дело доходит до его друга Джимми Хоффы (Аль Пачино), главы профсоюза дальнобойщиков, легенды криминального Чикаго, оратора и главного оппонента Бобби Кеннеди, Фрэнк начинает сомневаться и пытается Хоффе помочь.
Странно, но именно из гангстерского и криминального кино выходят лучшие режиссёры современности. В гангстерском кино персонажи всегда на грани между жизнью и смертью, между окончательным моральным падением и отречением. И Мартин Скорсезе из короля жанра превратился просто в одного из лучших режиссёров в мире. Атмосфера гангстерского Чикаго, эпоха Кеннеди, «глубокие семейные и дружеские отношения» главных героев вернут вас во времена старого доброго Голливуда. Больше так никто не снимает и вряд ли будет.
«Ирландец» порадует любителей и раннего Скорсезе, и тех, кто видели только фильмы с Лео ДиКаприо. Из минусов – технология омоложения актёров в кадре. Это жутко деформировало черты лица и мимику Роберта Де Ниро. Конечно, понимаешь, что он хотел объединить в фильме своих сподвижников, трио Де Ниро-Пачино-Пеши, а фильм охватывает большой временной промежуток. Участие актёров, исполняющих роли Ширана в молодости и Хоффы в молодости, было бы уместно.
Дело Ричарда Джуэлла
Клинт Иствуд в свои 90 лет снимает кино – ему до сих пор есть что сказать, у него есть желание заниматься любимым делом. Все-таки это другое поколение, у них есть стержень, цельность.
Фильм «Дело Ричарда Джуэлла» об охраннике, которого во время Олимпиады в Атланте обвиняли в теракте. Фильм, можно сказать, о маленьком человеке (не в прямом смысле, Джуэлл был довольно увесистый), который противостоит ФБР. Сэм Рокуэлл в образе адвоката в шортах прекрасен, очень самобытный и эксцентричный актёр. В том году он зажёг ещё и в «Кролике Джоджо». История захватывает. Если не читали об этом случае, интрига держит до самого финала. А Клинт Иствуд – молодец. Вот из-за таких и повышают пенсионный возраст, но таких единицы. Обидно, что фильм обошли номинациями на престижные награды, но, скорее всего, мэтр не заморачивался со сроками и выходами в прокат, его больше интересовал творческий результат, в девяносто лет награды Иствуда не так интересуют, учитывая, что их у него в избытке.
Офицер и шпион
Роман Полански (86 лет) в минувшем году порадовал «Офицером и шпионом». Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает историю капитана Дрейфуса. В 1894 году его обвинили в шпионаже и, как еврею, не обеспечили достойной защиты в суде. Его бывший наставник, Пикар, который теперь полковник разведки, решил модернизировать отдел и избавиться от большого количества иностранцев, а также помочь Дрейфусу доказать свою невиновность. Как и большинству французских фильмов, «Офицеру и шпиону» присущи некая развращенность, распущенность, пикантность, свобода нравов. Адюльтер, сифилис, ménage à trois и всё такое. Но главное в фильме всё же понятия чести, доблести, дружбы, верности своим принципам.
Особое очарование европейского кино завораживает. Это шпионский фильм, но очень высокого полёта. Смотрится на одном дыхании. Это фильм-расследование, но с колоритными французскими офицерами в красных штанах.
«Офицер и шпион» получил Премию Большого жюри Венецианского кинофестиваля и премии Международной федерации кинопрессы. Премию «Сезар» Роман Полански пропустил из-за угроз активистов. Постановщика давно бойкотировали с наградами из-за обвинений в педофилии и изнасилованиях в конце 80-х. Но в 86 лет Роман Полански, можно сказать, триумфально вернулся.
Дождливый день в Нью-Йорке
Вуди Аллен (84 года) в прошлом году отметится не только скандалами с обвинениями его в сексуальных домогательствах, но и фильмом «Дождливый день в Нью-Йорке». Молодой человек по имени Гэтсби (Тимоти Шаламе) учится в пригороде Нью-Йорка, выигрывает крупные суммы в покер, страдает от переизбытка интеллекта, начитанности и умения играть на фортепьяно, встречается с простодушной дочерью аризонского банкира Эшли (Эль Фаннинг). Неожиданно его девушке выпадает шанс взять интервью у известного режиссёра, а Гэтсби – вернуться на несколько дней в любимый Нью-Йорк.
Этот фильм – некое признание в любви к Нью-Йорку, который не первый раз фигурирует в фильмах Вуди Аллена. Режиссёр рассказывает нам о своём богемном, претенциозном, абстрактном видении знаменитого мегаполиса, пристанища и поэтов, и художников, и гастарбайтеров. По сюжету Гэтсби и его девушка попадают в водоворот событий, где встречаются и известные актёры, и монтажёры, и призраки прошлого. Город захватывает их целиком и полностью, они не поспевают за его ритмом. Некоторые скажут о вторичности Аллена по отношению к самому себе, но те, кто не особо знакомы с его творчеством, посмотрят фильм с нескрываемым удовольствием и без попыток найти отсылки к «Манхэттену». Фильм-сновидение – о Нью-Йорке, элитарности, поисках себя.
Грех
Фильм Андрея Кончаловского (82 года) о жизни Микеланджело. Снимался целиком в Италии – в Риме, в Тоскане, в Карраре, где добывается знаменитый каррарский мрамор, на деньги Алишера Усманова. В фильме наблюдается некий традиционализм и экспозиционность, каждый кадр словно картина на художественной выставке. Также можно говорить о театральной манере постановки. По сюжету Микеланджело мечется между двумя уважаемыми семьями – Медичи и делла Ровере. Иногда он приворовывает деньги от покупки мрамора, хотя сам выглядит как бродяга. Вообще скульптор предстаёт несколько меркантильным и алчным.
Кончаловский пытается донести идею о «божественной мрази», как выразился один из героев, о служении сильным мира сего. Обращается к творчеству своего товарища Тарковского и, в частности, к фильму «Андрей Рублёв», соавтором сценария которого был сам Кончаловский. «Грех» получился чересчур академичным и консервативным по кадру, сценарий напоминает недошитое лоскутное одеяло. Но картинка красивая, актёр Альберто Тестоне, которого, кстати, искали восемь месяцев и отобрали по принципу схожести с Микеланджело Буонарроти, справился с задачей отлично, очень естественно смотрится. Фильм стоит потраченного времени.
Боль и слава
Самый молодой в нашей подборке Педро Альмодовар (70 лет) порадовал публику латиноамериканским колоритом и личными воспоминаниями в фильме «Боль и слава». Сальвадор Малло (Антонио Бандерас) переживает непростой период. У него проблемы с наркотиками, со здоровьем, со своим прошлым. Альмодовар с удивительной дотошностью и вниманием к деталям показывает картины своего детства – бедного, самобытного, но от этого не менее запоминающегося, проникновенного, красочного. Он с любовью рассказывает о своей матери (её роль исполняет Пенелопа Крус). Можно сказать, что это исповедь режиссёра, его письмо самому себе, дневник с лирическими отступлениями.
Что ни говори, фильмы Альмодовара всегда отличались проникновенностью и глубокими личными психологическими аспектами, особенной атмосферой. Это всегда феерия, буйство красок, попытки понять людей другой национальности и культуры. Он – один из самых известным испанцев в мире. Его часто ставят в один ряд с Пикассо и Сервантесом. Каждый его фильм – событие.
Хэппи-энд
Михаэль Ханеке (78 лет), австрийский режиссёр, автор нашумевших «Любви» и «Пианистки», признанный мастер арт-хауса, обласканный кинокритиками, в 2019-м порадовал лентой «Хэппи-энд». Это история буржуазной семьи, где каждый порочен и несчастен, проживающей в Кале рядом с лагерем беженцев. Европейцы превосходно показывают снобизм, чего стоит только эпизод, где глава семейства ест маленький кусок сыра при помощи вилки и ножа, а его невестка режет в тарелке листья салата. Михаэль Ханеке затрагивает также тему эвтаназии и суицида.
Ханеке – известный любитель артхаусной жести, но часто ему удается затронуть самые потаённые уголки человеческого сознания. За его элитарной претенциозностью обнаруживаются самые сильные человеческие страхи. Финал вас просто ошарашит, но так всегда с фильмами Ханаке. Шоковая терапия – обязательный атрибут его творчества.
Неизбранные дороги
И вот мы дошли до синдрома Альцгеймера и сильного его страха. Режиссёров-женщин, да ещё и работающих в преклонном возрасте, мягко говоря, не так много. Но есть в этой подборке у нас она – Салли Портер (70 лет), создательница «Гнева», «Орландо», «Человека, который плакал». В 2020-м она выпустила ленту «Неизбранные дороги».
Главный герой – Лео (Хавьер Бардем), он целыми днями лежит в постели, смирившись с участью человека, потерявшего рассудок. Дочь (Эль Фаннинг) всячески забоится о нём в ущерб собственной полноценной жизни. «Писатель всегда работает вот здесь!» – говорит Лео, указывая на голову, а именно она у него и начинает отказывать. Но это фильм не о болезни. Нам показывают один день из жизни Лео, в течение которого он урывками вспоминает своё прошлое и пытается его осмыслить. Весь жизненный путь умещается в обрывках памяти главного героя. Это фильм о сложности выбора и его отсутствии.
Тяжелая болезнь – это всегда удар по семье человека, по его самолюбию. Никогда не переведутся фильмы на эту тему, и каждый раз они будут востребованы.
Мария Давыденко
Читать полностью в журнале "Формаслов"