На этой фотографии Олегу Ефремову можно дать лет восемьдесят. Хотя, на самом деле, ему здесь 63 или 64 года. Не больше. На снимке рядом с великим артистом сидят Михаил Ефремов с третьей женой Евгенией Добровольской.
Фотография навевает грусть и ностальгию. Нет уже Олега Ефремова, давно нет семьи Добровольской и Ефремова-младшего, а последний из пышущего здоровьем и энергией парня превратился в немолодого, усталого, сомнительного вида человека, которому 8 сентября зачитают в суде приговор...
По словам Евгении Добровольской (брак её с Михаилом Ефремовым продлился с 1990 по 1997 год), свёкра, Олега Николаевича Ефремова, она уважала и немного побаивалась. В отличии от свекрови (Аллы Покровской), он относился к снохе снисходительно и не высказывал явного недовольства.
Редкие приезды в загородный дом в Валентиновке сохранились в памяти Добровольской и по сей день. Актриса вспоминала, что Олег Ефремов всегда шутил, был остроумен и красноречив. Иногда молчал, уходил в себя. В те годы (середина девяностых) он уже был серьёзно болен. Была проблема с лёгкими, с суставами.
Начиная с конца восьмидесятых, Ефремов-старший начал худеть. Лицо осунулось, его стали мучать одышки и сердцебиение.
На фотографии мы видим измождённого Ефремова. От его прежнего внешнего вида мало что осталось. Болезнь высушила актёра изнутри и снаружи.
Поразительно, что живя последние месяцы перед смертью только с кислородным аппаратом, с высохшей ногой, он не бросал любимого дела, до последнего вздоха ходил в театр, писал и читал новые сценарии:
"В последние месяцы жизни Ефремов серьезно болел: у него обострилось давнее заболевание легких и он мог дышать только с помощью кислородного аппарата. Однако Ефремов не жаловался и продолжал работать – руководил МХАТом, репетировал. Летом 1999 года Ефремова подлечили во Франции, он вернулся на родину совсем другим человеком – веселым, полным надежд и новых планов. Но вскоре случилось неожиданное: Ефремов упал и сломал руку. На дворе стоял ноябрь. Ефремова выносили из подъезда его дома на Тверской, чтобы отвезти в больницу, и, видимо, плохо укутали. В результате – воспаление легких, все лечение пошло насмарку. Шли переговоры со шведской клиникой о трансплантации легкого, но московские эскулапы говорили, что шансов на выздоровление почти нет. Ведь у Ефремова была масса других болезней".
24 мая 2000 года Олег Ефремов умер. Умер тихо, в постели. В своей квартире на Тверской улице. Возле кровати, на полу, лежала пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца»...