Этот мальчишка в молодости по своим повадкам откровенно напоминал своего деда, если верить воспоминаниям, оставленным бабушкой. Тут надо сказать, что бабушка, во-первых, обладала несомненным литературным талантом, а во-вторых, дедушку она свергла с трона, а потом он как-то очень быстро заболел «геморроидальными коликами».
В общем, был ли Петр III на самом деле настолько увлеченным всякой фигней и обладал недалеким умом – вопрос сильно спорный. Потому что его дражайшая супруга после того, как избавилась от мужа, в целом продолжила делать то, что он начал.
А вот внука, Константина Павловича, в общем-то, очернять в мемуарах нет никакой надобности. Потому что от трона, который он был ОБЯЗАН занять в свой черед, Константин отказался наотрез. Не захотел править… Может быть, потому что боялся, что с ним поступят также как с отцом – табакеркой в висок. Может быть, потому что не хотел огромной ответственности… Может быть, потому что на самом деле за годы, проведенные около трона, понял, что вот это всё – не его…
Но факт остается фактом. Вредный и дрянной мальчишка, которым Константин Павлович оставался всю свою жизнь – единственный в истории России человек, добровольно отказавшийся от высшей власти. Можно тут, конечно, ещё вспомнить Владимира Мономаха… Он тоже в свое время оставил Киев двоюродному брату, а сам отправился княжить в заштатный Переяславль. И просидел там два десятка лет. Но этому можно найти реальное объяснение, да и кроме того, Мономах в свой черед стал великим князем в Киеве и сделал все, чтобы княжение в этом городе осталось за его потомками. То, что получилось не все так, как он хотел – это уже не его вина.
У Константина Павловича в жизни было много неблаговидных поступков. Первой жене от дрянного, невоспитанного мальчишки досталось по полной программе. Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская, ставшая в России Анной Федоровной, в 6 утра садилась за клавесин играть жениху, а потом мужу военные марши, а он аккомпанировал ей на барабане или трубах. В первую брачную ночь дражайший супруг отправился заниматься строевыми упражнениями со стоящими на карауле солдатами. Как-то раз Константин посадил супругу, не отличавшуюся большим ростом в вазу, а потом начал по этой вазе стрелять…
Да, конечно, Константину на момент свадьбы было всего 17 лет, а его жене – 15. И жениться он не то, чтобы рвался, точнее, совсем наоборот. Но он был не в том положении, когда у человека есть право на самостоятельный выбор своей судьбы. Константин этого так и не понял или не захотел понять или его так воспитали…
В общем, первый его брак закончился ничем. Жена сбежала ото всех богатств и удобств, которые давал ей титул великой княгини. Бедная принцесса из Германии предпочла оказаться подальше от всей этой роскоши вместе с неадекватным мужем. Причем первый раз она сбежала от мужа буквально через три года после свадьбы, в 1799 году. И помогли ей в этом… Александр Павлович и Елизавета Алексеевна. Ага, молодой цесаревич, старший брат Константина со своей женой. Рискуя нарваться на гнев своего неоднозначного батюшки…
Потом вся Европа окажется в огне наполеоновских войн. И в это время, когда кругом гремят сражения, создаются и рушатся коалиции, Анна Федоровна бегала от мужа по Европе, родила двух внебрачных детей, отказалась помириться с повзрослевшим мужем в 1814 году, когда судьба опять свела их вместе во Франции… Семейные отношения – сложная штука. Во втором браке, с полькой Жанеттой Грудзинской повзрослевший мальчишка оказался уже другим.
С другой стороны этот дрянной мальчишка все-таки нашел свое призвание. Время выдалось такое. Как раз для него. Полтора десятка лет почти что непрерывной войны. Конечно, он выкидывал номера и там. Мог нагрубить опытным генералам совершенно не по делу. Мог крутить заговоры за спиной командира, как это получилось с Барклаем-де-Толли и закончилось тем, что Константину пришлось уехать из армии в самое горячее время.
Впрочем, нельзя не отметить и то, что корпуса, которыми он командовал, нередко оказывались, что называется на направлении главного удара. Особенно, во время Заграничного похода. И все свои ордена и наградное оружие он получил совершенно заслуженно и по делу, а не потому что был родным братом императора.
С годами мальчишка заматерел, пообтесался. В его жизни были уже не только несносные выходки, но и место для реальных дел. В конце концов, в Варшаве именно он олицетворял собой высшую власть. И это было очень непросто. Ведь ему же пришлось самым натуральным образом бежать из восставшей Варшавы.
А вот победить восставших поляков он уже не смог. Потому что в 1830-31 годах русской армии пришлось драться на два фронта – с польской армией и невидимым на тот момент врагом – холерой. И она не разбирала, кого косит – рядовых, фельдмаршалов или цесаревичей. От этой болячки в момент сгорел командующий русской армией Дибич, а следом и Константин Павлович.
«Варшава у ног Вашего Величества»
доложил Николаю I уже другой человек – Иван Федорович Паскевич.
Константин Павлович же так и остался – цесаревичем, одним из героев наполеоновских войн, вредным и безбашенным мальчишкой, с которым было тяжело в мирной жизни и легко на войне. Человеком, отказавшимся от трона великой империи. Взявшим и отдавшим его своему младшему брату.
Так тоже бывает.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.