#ПРООБРАЗОВАНИЕ_Читаем
Как часто вам приходилось думать о ком-то другом "Конечно, он-то начал раньше меня петь/ танцевать/рисовать/изучать языки/... (актуальное подчеркнуть или дополнить)!" или "Ясное дело, у него же папа/мама - певец/танцор/художник и т.д.", или "Конечно, у него-то это врожденное, а мне приходится стараться!". Нередко в постах о неком вундеркинде читаем ироничное "А я в его годы землю ел".
Я довольно часто так же думала, когда была школьницей или студенткой. Хотя и моя жизнь была наполнена всяческими активностями: танцевала я всего год-два в начальной школе, в театральную студию и кружок по журналистике ходила года 3 в средней, рисовала в изобразительном кружке, пела эстрадные песни год в старшей. Ничем из этого я не стала заниматься профессионально дальше, просто занимаюсь этим иногда, в качестве хобби. Но всё равно, я и сейчас восхищаюсь малютками, которые умеют делать то, что я не умею и в свои годы.
Книга Масару Ибука "После трёх уже поздно"
про то, что же это за дети, маленькие гении, и как реализовать потенциал своих детей.
О книге в 3х словах:
заботливо
вдохновляюще
патриотично
Рекомендую всем, интересующимся развитием, обучением и детской психологией
1. Забота
Когда мы говорим о талантливых детишках, нет-нет, да и проскочит фраза "Отняли у ребенка детство". Причина, очевидно, кроется в том, что мы либо не верим в то, что таких результатов можно добиться без героического труда на грани самоотречения, либо мы знаем прецеденты, которые это неверие подкрепляют. Помните, одно время, после одной из олимпиад, где спортсмены из Поднебесной всех шокировали своими выступлениями, в Сети и Интернете появились статьи и ролики о том, как жестко и даже жестоко тренируют будущих чемпионов КНР. Смотришь и думаешь "нет, такая румба нам не нужна, и моим детям и детям врагов не пожелаю".
Что пишет господин Ибука: мы создаем условия для развития потенциала ребёнка, окружаем его тем, что этому способствует. Не приковывать кандалами ребёнка к мольберту, пианино или хореографическому станку, а дать доступ ко всем возможностям, из которых он выберет то, что по душе. Абсолютно поразила меня в книге эта история:
В классе доктора Сузуки был очень застенчивый мальчик трёх лет... Когда ему предложили попробовать поиграть на скрипке, он расплакался и к ней даже не притронулся. Через пару месяцев посещения терпеливого доктора Сузуки ребенок начал играть, а через шесть месяцев он уже лучше всех исполнял пиццикато (Масуру Ибука)
Поистине нужно быть очень терпеливым педагогом, чтобы ждать два месяца хотя бы какого-то участия ученика в занятии! Снимаю шляпу. Как правило, мы не ждем так долго и, видимо, что-то теряем. Надеюсь, что родители ребёнка не тащили силком его на каждое занятие...
Так же заботливо автор пишет о том, что ребенок теряет концентрацию, когда его мозг перегружен. Это как сигнал: "всё, больше не лезет". Как часто мы удивляемся, что ребенок еще только что спокойно и заинтересованно изучал слова в книге и тут всё! Стоит на ушах и ничего с ним не поделать. Думаешь, что это всё, а это временно, перезагрузка.
Действительно, психологический настрой важен для обучения, и не только в самом учебном контексте, а вообще в жизни ребенка. В книге поднимается очень важная тема настроения мамы, как самого близкого ребенку человека, и отношения в семье. Негативная обстановка отрицательно влияет не только на обучение, но и на развитие ребенка.
Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтете всю историю своих супружеских отношений (Масуру Ибука)
И это так верно, тем более, что гарант раннего развития и главная задача родителя по словам автора - любовь.
2. Вдохновение
Мне кажется, невозможно не любить то, как вдохновенно Масару Ибука пишет о раннем развитии детей. Пока у тебя еще нет детей, хочется непременно заняться своим развитием, "пока еще не поздно" :D
Говоря о раннем развитии автор подчеркивает, что до 3х лет многое дается ребенку гораздо проще, чем потом. Он описывает детишек, умеющих плавать, играть на музыкальных инструментах и читать, как поистине счастливых детях. Как тут не вспомнить о чудесном видео, где девчушечка танцует так душевно, так для себя, никому не позируя и ни за кем не повторяя, что в сердце распускаются цветы. Никогда не надоест его смотреть!
Важно, что книга не выступает за профессиональное овладение навыками в столь раннем возрасте. Осваиваемые детьми навыки не только или даже не столько ценные сами по себе, сколько помогают формированию нового человека - например, учащиеся музыкальных школ, по свидетельству приводимых автором работ, более усидчивы и потому выполняют школьную программу в более короткие, чем их немузыкальные одноклассники, сроки. И напоследок: автор призывает не упрощать мир для ребенка, не давать ему только детские картинки, фильмы и музыку, и не "сюсюкать", ибо:
Когда ребенок начнет говорить, он только лепечет что-то похожее на слова, но это скорее оттого, что его органы речи еще не совсем развились, а вовсе не от недостаточного умственного развития. Поэтому, если взрослые говорят с ним на "детском" языке, считая, что ребёнок другого не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются (Масару Ибука)
Про язык я, лингвист, слышала, а вот то, что ребёнку могут быть доступны легендарные полотна и музыкальные шедевры (кроме классики, которую ставить ребенку уже, кажется, считается более типичным, чем петь колыбельные) - это для меня открытие.
3. Патриотизм
И последнее: Масару Ибука прекрасно пишет о своей стране. Пусть даже в чем-то критикует японцев, но абсолютное большинство ссылок на исследования или примеров из жизни про Японию. Это ненаучно, но так мило. И если раньше мне хотелось побывать в стране горы Фудзи для духовных и телесных практик, то теперь в программу обязательно нужно включить посещение той самой школы игры на скрипке с терпеливым педагогом)
И да, еще одна изюминка книги - ее автор-сооснователь корпорации Sony. Мы привыкли, что такие люди пишут про бизнес и личную эффективность, а тут о детках. Хорошо. И в завершении минутка гордости за талантливых детей из России.