Найти тему
Библиотекарь

Категории счастья

Израильтяне после долгого сорокалетнего странствия по Синайской пустыне, наконец то вновь оказались на границе времен. Из огромной армии рабов вышедших из пределов Египта до обетованной земли дошли всего два человека. В данный момент, к окончанию сорока лет родилось и выросло новое поколение, которым предстояло осваивать новую для себя родину. В этот торжественный момент Моисей, предводитель народа, озвучил важные правила, уставы и законы, коими народ был призван руководствоваться и строить свою дальнейшую жизнь.

В прошлый раз мы прикоснулись к довольно занимательной, причем совершенно неожиданно теме и в данный момент хотелось бы обратить внимание на еще более интересные аспекты.

Идеи завета озвучены и представлены на страницах книги Второзаконие. Некоторые из основополагающих истин выглядят несколько пугающе, но таковы условия завета. Вместе с грозными предупреждениями в текст Завета вплетены и множество благословений и обещаний Бога заботится о народе и его благосостоянии. Одно из них выглядит следующим образом.

"С избытком даст тебе ГОСПОДЬ, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет ГОСПОДЬ о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих." (Втор. 30:9)

И еще один текст стоит упомянуть в контексте наших размышлений о сути и составляющих счастья.

"Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло." (Втор. 30:15)

Эта фраза резюмирует все, что было сказано до и подводит некую черту, чтобы навсегда врезаться в память. "Жизнь и добро" Смерть и зло" Эти две категории связаны между собой одной особенностью - потерей или приобретением. Причем под словами "добро" и "зло" подразумеваются не просто какие то морально-нравственные категории, и скорее материальные, те, что относятся к ежедневным потребностям и составляют основу благосостоянии и благополучия человека. Еврейский корень "tob" о котором я размышлял и упоминал в прошлой статье, вновь встречается тут в смысле собственности и благополучия. Добро. Этим словом переведено слово "hattob" что буквально означает процветание и относится к таким понятиям как собственность, успех, выгода. Причем заметьте, речь идет о таких понятиях, без который сложно представить человеческую жизнь. (Представляю .сколько будет идей в комментариях по этому поводу, но прежде чем выражать свое негодование на евреев, подумайте о том, что каждый день мы с вами практически занимаемся решением вопросов именно благосостояния.)

Соответственно, когда речь идет о "зле", то под этим словом следует понимать потери и разорение. И это не просто эфемерные вещи. Вообще советую самом лично прочесть 28-30 главы книги Второзаконие, дабы иметь представление о всем тексте Завета.

Благополучие человека - предмет заботы Бога. С вышеприведенным текстом созвучны слова Господа Иисуса Христа, который говорил: "Ищите прежде Царства Божия, а остальное приложится вам". В какой то степени похожие идеи содержаться и словах Моисея, обращенных к многочисленному племени Израиля.

Хочу привести текст Второзакония в новой версии сделанного Институтом перевода Библии в Заокском, на мой взгляд, вполне достойная работа.

"Подумай о том, что я предложил тебе ныне: Жизнь и процветание или смерть и потерю всего." (Втор. 30:15) Какими яркими красками заиграл текст, неправда ли?

Духовное, эмоциональное и материальное счастье в данном случае имеет прямое отношение к Богу, единственному, Кто знает как восполнить человеческую потребность в всем этом.