В истории живописи есть полотна, которые неизменно притягивают к себе внимание. У таких картин нет границ ни во времени, ни в пространстве. Они либо находят отклик в душах зрителей, либо отторгаются ими, но и в том, и в другом случае, вызывают целую палитру чувств, эмоций, среди которых равнодушию не находится места.
Одной из таких картин, широко известной не только любителям изобразительного искусства, является «Крик» норвежского художника – экспрессиониста Эдварда Мунка. Картина, написанная на стыке XIX - XX веков, предвосхитила нарождающийся модернизм с его пронзительной темой одиночества.
В перетекающих, плавных линиях-изгибах человеческая фигурка на фоне кровавого неба, стилизованного фона так мучительна в своем страдании. И крик, выплескивающий наружу, ощущается почти физически. Картина – звучащий образ одиночества и отчаяния.
А вот как сам художник описывает момент зарождения картины:
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Хочется привести еще одну фразу Мунка: «Я рисую не то, что вижу, а что увидел»
Интересно, что, несмотря на размытость, в фоне угадывается определенное место в Осло. Если взобраться на холм Экеберг, то можно увидеть «пейзаж», запечатленный Мунком.
Сью Придо, биограф Мунка, в книге о художнике упоминает следующий факт. Близ холма Экеберг была расположена скотобойня, а чуть поодаль – психиатрическая клиника. Биограф высказывает предположение, что крики забиваемых животных и вопли душевнобольных, могли послужить толчком к созданию полотна.
Интересно, что кровавый закат Мунка мог иметь вполне реальное происхождение. В 1883 году (начало работы над полотном), произошло извержение вулкана Кракатау. Взрыв был такой мощности, что, попавшее в атмосферу огромное количество вулканического пепла, на несколько лет «окрашивало» закаты в огненные красочные цвета. Ради справедливости стоит заметить - к данному факту следует относиться критически, учитывая тяготение Мунка не к реализму, а к экспрессионисткой манере письма.
В 1889 году Эдвард Мунк посетил всемирную выставку в Париже. На ней всеобщее внимание посетителей привлекла мумия народа чачапойя из Перу. Если взглянуть на изображение, то ее безмолвный «крик», прижатые к лицу руки, отчаяние скрюченной фигуры, так и навевают мысль, что именно этот артефакт мог послужить вдохновением картины «Крик».
Эдвард Мунк прожил долгую жизнь. Это была жизнь, пропитанная чередой несчастий и потерь, преследующих его. Смерть близких, болезни, одиночество, сумасшествие. Наследницей коллекции работ художника после его смерти стала столица Норвегии Осло, она получила 1200 картин, 4500 эскизов, 18 тысяч графических работ и полотно «Крик» - крик измученной одинокой души, так и не обретшей своего островка счастья.