Найти тему
Блог Плюса

«Коматозники», «Телефонная будка», «Призрак оперы» и другие главные фильмы Джоэла Шумахера

Оглавление

На этой неделе на 81-м году ушел из жизни знаменитый режиссер Джоэл Шумахер. Кинокритик и автор канала «Кроненберг нефильтрованный» Андрей Загудаев вспоминает витиеватую карьеру кинематографиста и выделяет в ней главные фильмы.

Но сначала важное пояснение: Шумахер на протяжении всей своей голливудской карьеры был заметной фигурой, но вряд ли кто-то осмелится назвать его выдающимся режиссером. Однако при этом он чувствовал себя как рыба в воде в самых разных жанрах — от судебных драм и прямолинейных боевиков до молодежных лирических комедий и супергероики.

У Шумахера, конечно, были совершенно чудовищные картины, но большинство его фильмографии укладывается в любимый бытовой формат «кино на вечер». Мы постарались выбрать фильмы из самых разных жанров, чтобы у вас была возможность выбрать себе ленту для просмотра по своему вкусу.

«Огни святого Эльма» (1985)

-2

1980-е — десятилетие расцвета молодежного и подросткового кино. Шумахер не остался в стороне от трендов (он вообще всегда так делал) и сделал чудесное кино про молодых людей, которые собираются в любимом баре «Огни святого Эльма».

Молодые Роб Лоу, Эмилио Эстевес, Деми Мур и другие разыгрывают в общем довольно предсказуемую фигурную постановку о поиске себя в мире, о первой страсти и влюбленности, взрослой жизни и дружбе. Сегодня «Огни святого Эльма» немного подзабылись, но это прекрасное кино. Многие культовые молодежные сериалы и ситкомы 1990-х вышли в том числе и из него.

«Коматозники» (1990)

-3

Один из (и не последний) хитов эпохи VHS в этой статье. Полумистический триллер про группу студентов-медиков, которые пытаются понять, что происходит за пределами жизни, погружая себя в клиническую смерть. «Коматозники», с одной стороны, идеально вписываются в чуть взбалмошные, несобранные 1990-е, с другой — это фильм, который не становится хуже с годами. А возможно, и лучше, особенно после выхода недавнего чудовищного ремейка.

«Умереть молодым» (1991)

-4

Еще одна совместная работа Джоэла Шумахера и молодой Джулии Робертс — душераздирающая мелодрама об энергичной и немного несобранной девушке, которая устраивается сиделкой к смертельно больному человеку. Разумеется, деловые отношения перерастают в личные, но у них из-за болезни, разумеется, нет никакого будущего. «Умереть молодым» — это история о любви, которая не может победить смерть, о важности мгновения, каждого дня с любимым человеком.

Несколько лет спустя выйдет тоже довольно заметный, но более слащавый «Сладкий ноябрь» с Шарлиз Терон и Киану Ривзом. Но у фильма Шумахера есть один небьющийся козырь — собственно, Джулия Робертс, актриса с уникальной харизмой и энергией. Она заполняет собой весь фильм и раскрашивает эту трагичную, но в общем довольно банальную историю любви.

«С меня хватит!» (1992)

-5

Культовая картина Шумахера с Майклом Дугласом, который, обозлившись на весь мир из-за увольнения и запрета встречаться с дочкой, начинает крушить Лос-Анджелес. Сквозная метафора «С меня хватит!» актуальна во все времена, именно поэтому картина про маленького человека, которого довел окружающий мир, и сегодня смотрится очень хорошо. Ну а за сцену в бургерной Джоэла Шумахера давно пора внести в пантеон мирового кинематографа.

«Клиент» (1994)

-6

Очень приличная судебная драма — экранизация главного американского юридического писателя всех времен Джона Гришэма. История про двух подростков, которые становятся свидетелями самоубийства адвоката, связанного с мафией. Как и в любой судебной драме, самая захватывающая часть «Клиента» происходит в зале суда.

Картина Шумахера не просто в очередной раз проговаривает важные жизненные аксиомы, но и дарит зрителю ошеломительную актерскую дуэль — между демоническим Томми Ли Джонсом и справедливой и обаятельной Сьюзен Сарандон. А если вам вдруг не хватит этой судебной драмы от тандема Шумахер-Гришэм, то можно вдогонку посмотреть и «Время убивать» (1996) — еще одну отличную ленту в жанре, с которого в том числе перезапустилась большая голливудская карьера Мэттью Макконахи.

«Бэтмен навсегда» (1995)

-7

После готической дилогии Тима Бёртона сериал про Бэтмена в свои руки взял Джоэл Шумахер. Про «Бэтмена и Робина» не принято вспоминать вообще, а вот «Бэтмен навсегда», несмотря на неон, атмосферу БДСМ-цирка, выкрученные на полную катушку цвета и совсем уж (даже по меркам вселенной) гротескных героев, совсем не так плох, как про него принято говорить. У картины есть свое уникальное лицо и интонация, но, главное, два невероятных злодея, а также Николь Кидман — на этих, простите, трех китах и стоит лента. Совершенно упоительный бурлеск, который и сегодня отлично смотрится на фоне и игрушечной готики Бёртона, и упивающейся серьезностью трилогии Нолана.

Смотреть на КиноПоиск HD

«8 миллиметров» (1999)

-8

«8 миллиметров» можно описать одним предложением: Джоэл Шумахер заходит на территорию Дэвида Финчера. Это утверждение становится вдвойне верным, учитывая, что изначально картину должен был снимать именно Финчер. «8 миллиметров» — это напряженное погружение в самые ужасные и потаенные уголки человеческого сознания. Это история частного детектива Тома Уэллса, сыгранного, как всегда, с испуганным лицом Николасом Кейджем, который погружается в грязный и порочный мир снафф-порно. Если вам нравятся триллеры про серийных убийц и сериал «Криминальная Россия», то «8 миллиметров» рискуют стать одним из ваших настольных фильмов.

«Телефонная будка» (2002)

-9

Еще один захватывающий триллер, на сей раз без жестокости и расчлененки, но зато построенный на сложнейшем принципе триединства — места, времени и действия. Все события «Телефонной будки» происходят на маленьком пятачке в центре Нью-Йорка.

Собственно, в тесной телефонной будке находится на первый взгляд примерный семьянин и успешный рекламный агент Стью, а на другом конце связи — таинственный собеседник-снайпер. Чем дольше они разговаривают, тем больше полицейских их окружают, тем пристальнее внимание прессы, тем больше тайн Стью мы узнаем. «Телефонная будка» — отличный триллер, в котором Шумахер одновременно посмеивается и сочувствует современному маленькому человеку в бездушном огромном мегаполисе.

«Призрак оперы» (2004)

-10

Экранизация готического писателя Гастона Леру — еще одно доказательство, что Шумахер был максимально разносторонним режиссером. Новая музыкальная версия с Джеральдом Батлером и Эмми Россум получилась местами невнятной сюжетно, зато пленила размахом, музыкальными номерами, впечатляющими декорациями и костюмами и фантастической музыкой Эндрю Ллойда-Уэббера. Несмотря на смешанную прессу, картина очень понравилась аудитории (более 150 млн долларов в мировом прокате) и даже была номинирована на три «Оскара» (впрочем, не получила ни одного).

«Роковое число 23» (2006)

-11

Пожалуй, последний заметный фильм в карьере Шумахера — триллер про то, как Джима Керри в совершенно неузнаваемом амплуа преследует число 23. Эта картина составляет с вышедшим в том же году триллером «Глюки» Уильяма Фридкина мощную пару лент про человеческую паранойю и страхи. «Роковое число 23» было вдрызг разругано мировой прессой, но в целом понравилось аудитории (классическая для Шумахера история) и принесло его создателям весомую прибыль.

Увы, после этого фильма Шумахер снял еще три совсем уж дурацкие картины (самая знаменитая из них — «Что скрывает ложь» с Николь Кидман и Николасом Кейджем) и ушел из большого кино. Его последняя работа — несколько снятых эпизодов «Карточного домика».

Текст: Андрей Загудаев