Здравствуй, мой читатель!
Любой из родителей, у кого подрастают дети, задумывается о том, что совсем скоро ребенок встанет перед сложным выбором профессии. Очень непросто в 15-16 лет окончательно определиться с направлением дальнейшего обучения.
Как сделать выбор в условиях постоянно меняющегося рынка труда, когда мы видим, что многие специальности прекращают свое существование?
У меня есть хорошая знакомая, которая уехала жить во Францию лет 8 назад. Ее сын, в то время студент Плехановской академии, закончивший первый курс, уехал с ней. Поступил во Франции в один из университетов на IT специальность. Они решили, что профессия всегда востребована и сможет прокормить.
Обучение по Гарвардской системе предполагает возможность у студентов брать обучение по различным предметам, чтобы пробовать себя в разных направлениях.
После пары лет учебы, наш студент перешел на специальность Маркетинг, проучившись еще пару – взял академический отпуск и, оценив свои силы и перспективы, перевелся в другой университет на Лазурном берегу. Там стал изучать агрономию со специализацией Виноделие.
Оставим счастливо обретшего свое настоящее дело французского студента и пожелаем ему получить диплом.
В наших реалиях довольно сложно себе представить, что родители спокойно отнесутся к таким исканиям своего чада. Даже первая попытка бросить институт, в который с таким трудом всей семьей поступали, будет восприниматься как трагедия. Много ребят, бросивших свое обучение после первого или второго курса, так и не возвращаются больше в аудитории.
Есть ли тактика, которая позволит родителям помочь определиться со специальностью до поступления, чтобы потом не менять ее несколько раз?
Когда ваш любимый ребенок приближается к старшей школе, поговорите с ним о том, что ему дается в школе легко, а на что он тратит больше усилий. Как правило, именно это умение быстро схватывать какой-то предмет и является таким определяющим маяком в выборе дальнейшей специализации.
Объясняйте ему: какие специальности он может получить, если его увлекает химия или биология. Посмотрите по справочникам ВУЗов набор экзаменов на разные факультеты. Смотрите, какие появляются новые специальности на стыке наук: например, химия-физика или химия-биология-математика. Обсуждайте с ребенком, что ему нравится, что интересно.
Будущая профессия должна приносить радость, а не разочарование от чрезмерных моральных и временных затрат. Он же увидит рядом с собой на студенческой скамье ребят, кто «попал в десятку» с выбором специальности, и будет сравнивать их усилия со своими. И сравнение будет не в его пользу.
Возможно, что ребенок не знает, кем он хочет быть. Тогда договоритесь — пусть образование будет базовым. Дойдя до магистратуры, ему уже проще будет определиться с будущей специальностью. Он может поступать в магистратуру в другие ВУЗы — это сейчас имеет широкое распространение. Откройте ему эту возможность.
Будьте своему уже взрослому ребенку опорой в этом вопросе, но это должен быть его выбор! Поддерживайте его стремления и склонности, и тогда вы не услышите фразу, что это ты хотела, чтобы я туда поступил! Мне это образование не нужно!