Как должен вести себя йог в жизни и означает ли йоговская аскеза отказ от всех мирских желаний? Лично мне не приходилось встречать йогов из числа занимающихся не один год, которые бы абстрагировались от всего мирского и не интересовались всем, что вокруг них происходит. Да этого и не требуется — при всём притом я знаю достаточно людей, практикующих йогу и при этом вполне реализованных в жизни личностей. В чём же здесь дело и как следует занимающемуся йогой вести себя в условиях социума?
Успех в социуме или духовное развитие?
Когда я только начинал заниматься йогой мои преподаватели акцентировали внимание на том, что успех в социуме является признаком правильного духовного роста занимающегося. У нас не Индия, где практикующие йогу могли удаляться в леса, горы, заниматься исключительно практикой и не переживать за мирское — еду и питьё им приносили их приверженцы. Да и правильно ли это? Так человек ни делает ничего, что бы связывало его с социумом: не осваивает новые профессии, не создаёт семьи, не воспитывает детей и, по существу, ни за что не отвечает вообще. О каком развитии здесь может идти речь?.. Несложно, не неся ни за что никакой ответственности, целыми днями сидеть в асанах, дышать в пранаямах и медитировать — о насущном позаботятся другие.
В условиях нашей жизни такая модель неприменима и неправильна. Многие, известные мне практикующие йогу люди, которых вполне можно назвать духовно развитыми и продвинутыми, состоялись как профессионалы в какой либо деятельности, родили и вырастили детей и никогда от ответственности не прятались. Таким образом, можно сказать, что для них вопрос о том, что важнее: «Успех в социуме или духовное развитие»? не стоял вообще — они гармонично сочетали в себе эти вещи.
Как должен вести себя йог в социуме?
Моральные нормы поведения йога подробно описаны в первых двух ступенях классической, восьмиступенчатой системы йоги Махариши Патанджали и называются они Яма и Нияма. В рамках этой статьи рассматривать их не будем — это тема для отдельного материала. Отмечу только, что именно с этих принципов и начинается духовность в йоге, поскольку без освоения ямы и ниямы ни о каком духовном развитии в дальнейшем говорить уже не приходится. По сути своей они ничем не отличаются от десяти христианских заповедей, что и неудивительно, поскольку формировались примерно в один и тот же временной период и декларируют то же самое, а именно нормы бесконфликтного существования с окружающими.
Заметить йога в социуме непросто, поскольку эти люди себя напоказ не выпячивают (настоящие, конечно), да им это и ни к чему. Йог занят самореализацией и выполнением насущных задач, которые стоят перед ним каждый день его существования. Если же человек кичится фактом своих занятий и считает себя в этом плане выше кого-то — верный признак того, что он не понимает, куда попал. Духовного человека отличают скромность и преданность делу, которому он служит. Наверно это и можно назвать основным в оценке поведения йога в социуме!
Интересная статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы всегда быть в курсе свежих новостей.