Найти тему
Центр притяжения

Наполеон знал, что Кутузов будет хитрее

Лето 1812 года по-разному воспринималось современниками: одних оно вдохновляло и сулило грандиозные, невиданные столетиями походы, победы и завоевания, а для других стало периодом испытаний и благородных подвигов во имя спасения Отечества.

24 июня, дождавшись захода солнца, разношерстная Великая армия французского императора Наполеона выдвинулась к рубежам России. Через Неман перешли бесчисленные полки французов и их союзников по русскому походу, уроженцев Италии, Пруссии, Бельгии, Голландии, Польши, Саксонии. Это была армия Европы, объединившаяся против Российской Империи. Всего – более 400 тысяч солдат и офицеров во главе с амбициозным полководцем.

Бесчисленная армия французов (картинка из сети Интернет)
Бесчисленная армия французов (картинка из сети Интернет)

Русской императорской армией командовал военный министр М.Б. Барклай-де-Толли, которого в августе 1812 года сменил на этом посту генерал от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов.

Кутузов Михаил Илларионович, Русский военачальник. Портрет работы Р. М. Волкова. 1813 год. Бородинская панорама
Кутузов Михаил Илларионович, Русский военачальник. Портрет работы Р. М. Волкова. 1813 год. Бородинская панорама

Новый главнокомандующий задолго до назначения заслужил признание соратников и народную любовь, не раз его имя звучало на устах при императорском дворе. Он отметился успехами не только в военном деле, но и на дипломатической службе. Были заслуги и на гражданском поприще. Великий русский полководец Александр Суворов всегда с теплотой и почтением отзывался о Кутузове.

Слухи о назначении Кутузова во главе отступающей русской армии быстро разносились по миру и в итоге дошли до Наполеона. Когда он узнал об этом, то воскликнул: «Старый лис Севера!». Позднее в русский плен попал один из офицеров французской армии, граф Боволье, который и поведал Михаилу Илларионовичу о реакции своего императора. Из этого можно заключить, что Наполеон действительно уважал Кутузова, ценил его личные качества, живой ум и видел в нем достойного противника.

В том момент, когда М.И. Кутузов собирался выезжать в действующую армию, племянник, томимый любопытством, спросил: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?». На это военачальник ответил: «Разбить? Нет... Но обмануть – да, рассчитываю». События, произошедшие в дальнейшем, покажут, что Михаил Илларионович воплотил свой план в жизнь.