Выражение «разделяй и властвуй» стало активно употребляться в русском языке только в XX веке. В XIX веке его можно встретить у классиков, например, в публицистике Льва Толстого, но в обыденной речи фразеологизм не употреблялся.
Сейчас сложно найти человека, который не слышал этот фразеологизм.
«Разделяй и властвуй!» – это перевод латинского выражения divide et impera (дивидэ эт импэра). И это не просто выражение, а принцип правления. Суть этой политической техники в том, чтобы разделять власть на группы, которые будут иметь уже меньше власти.
Принцип «разделяй и властвуй» применял Гай Юлий Цезарь. Правитель разделял своих врагов и сталкивал их лбами друг с другом. Британцы тоже использовали эту стратегию для подчинения Индии.
Часто выражение «разделяй и властвуй» понимают немного иначе – «разделяй то, чем управляешь». Об этом говорил Макиавелли – che tu hai in governo, divise (Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», III, XXVII). Суть в том, что маленьким коллективом управлять проще, чем большим.
А вот принцип стратегии «разделяй и властвуй» заключается в том, чтобы «натравить» одних на других. Например, одно племя на другое.
«Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но «объединяй и направляй» ... хотя для этого потребуется недюжий талант и мудрость, но оно того стоит. И. В. Гёте
Но кто же первый сказал эту фразу? Гейне считал автором выражения — македонского царя Филиппа (382—336 до н. э.), отца Александра Македонского. Но Гейне не указал источник, с чего вдруг он это решил.
Первый подтверждённый случай употребления этой фразы относится к XV веку, приписывается французскому королю Людовик XI. Но не благодаря ему это выражение стало таким известным в России.
Французский философ Пьер Прудон в XIX веке сказал:
«Разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью».
Конечно же, Лев Толстой узнал об этом выражении именно из статей Пьера Прудона, который первым назвал себя анархистом. Особенно Толстому понравились идеи Прудона об общественном прогрессе. Толстой тоже стал противником крупной промышленности и выступал за натуральное хозяйство.
Кстати, у Прудона есть книга «Война и мир» (1861 г.), Толстой именно у него позаимствовал название для своего романа, который был опубликован в 1865 году.