От расхваленного «Щегла» ждал просто взрыва эмоций. Не случилось. Герою не сочувствуешь, ряд эпизодов (переломных, кстати) вызывает сомнения (для тех, кто читал: поездка в Амстердам, например. Показалось, что Тартт написала эти главы специально для любителей американских боевиков). Да и другая американка (Ханья Янагихара с ее «Маленькой жизнью) пока затмевает все прочитанное после. Хотя «Щегол» - роман большой во всех смыслах. Тартт словно взялась доказать, что вернулось время классических произведений 19 века - с их неспешностью, широтой, поставленными нравственными вопросами, в частности, влияет ли искусство на нашу жизнь.
Маленький Тео теряет мать во время теракта в художественной галерее. Мальчик выносит оттуда картину Карела Фабрициуса «Щегол», которая во многом определит все его дальнейшее существование, где будут чужие семьи, друг-алкоголик и наркоман, работа реставратором и продажа подделок, нелюбимая невеста и переосмысление жизни и поступков. И вот, кстати, сам хеппи-энд (условный, конечно) тоже показался мне неубедительным. Всю жизнь мальчик врал, сидел на наркоте и вдруг прозрел?..
В общем, неоднозначное восприятие, хотя в целом вещь стоит прочтения.
PS
Истории с терактом и похищением картины в реальности не было. «Щегол» с конца 19 века находится в музее Гааги. И это одна из немногих сохранившихся работ Фабрициуса. Сам он погиб во время взрыва пороховых складов в Делфте в 1654 году. Было ему всего 32 года.
PPS
За этот роман Донна Тартт получила Пулитцеровскую премию.