Развитие ребенка - это важно, особенно если ему 5 лет.
- Петенька с 4-х лет ходит на ментальную арифметику, уже умеет решать примеры в пределах 10. Сейчас мы занимаемся по учебникам Ломоносовской школы. Но мы пока еще не читаем... А вот соседская Машенька в свои пять уже такие сложные книги сама читает... - говорит мне знакомая бабушка, обеспокоенная умственным развитием своего внука.
Если взять родительский список требований к детям 5 лет, то получится, вот примерно такой "джентльменский" минимум:
- складывать числа в пределах 10;
- читать хотя бы по слогам;
- знать немножко по-английски (степень владения языком пока некритична).
Развивающие пособия для пятилеток еще интереснее. Берем классическое пособие Земцовой. Любуемся заданием на логическое мышление для ребенка 4-5 лет.
Если честно, я к мужу пошла:
-Муж, ты у нас ученый, давай объясняй...
Муж подумал минут 5, а потом решил. Ответ ниже.
Мдя, нам такие тесты давали в 17 лет, причем не в школе, а в центре занятости.
Делили слова на слоги, определяли согласные и гласные мы в первом классе школы. Решать примеры в пределах десяти мы учились там же. Это, я еще считалась продвинутым ребенком, т.к. читать умела в 4 года, а с 5 занималась английским: у нас в семье нет способностей к иностранным языкам, и меня решили начать учить раньше, чтобы в школе не мучилась.
Теперь к началу школы будущий первоклассник должен освоить программу 1-го класса школы.
Но соль даже не в этом. Чтобы просто тянуть школьную программу на честные тройки, нужно сесть за школьную парту вместе со своим ребенком. Вот так. От 1-го класса до 11-го. Все знакомые мамы в чатах соревнуются, у кого сложнее задание в 1-м классе. Пока побеждает "Дневник чтения", где ребенок, который в теории еще не умеет писать, должен давать развернутую оценку прочитанным книгам, а также фонетический анализ слова во втором классе.
И ладно бы это работало в плюс, но в результате мотивация и знания нынешних выпускников пробили дно. Пару лет назад у меня племянница школу закончила. Мой муж помогал ей с математикой, чтобы натянуть на минимальный бал ЕГЭ. Очень много негатива в адрес учебы: "У меня это не получится", "Это не мое", "Нашей учительнице не интересно объяснять все троечникам, она занимается только с теми, кто лучший". Хотя девочка умом не обижена и быстро понимает материал.
Т.е. сдаем в школу детей, умеющих читать, писать, считать, размышлять логически, а получаем на выходе людей, умеющих читать, писать. Ибо с логикой наша школа уже не дружит.
Обсуждала эту тему с разными логопедами общее резюме такое:
- Да, есть такая проблема: многие задания в развивающих пособиях сложны для детей, но надо понимать, что пособия не для нормы. Отдельные задания для:
- одаренных детей;
- родителей с амбициями.
Если все задания сделать под норму, многие родители просто не будут покупать книги.
По поводу обучения моего сына сказали следующее:
- не уметь читать до 5,5 лет - абсолютная норма, раньше это возраста учить читать ребенка, который чтением не интересуется, и ребенка с легкой формой сенсорной алалии* нежелательно;
- иностранный язык для сенсорика до школы - нежелателен в принципе, пока не знает одного языка, не надо учить другой;
- простые задачи на сложение и вычитание в этом возрасте - вполне адекватны;
- делить слова на слоги, определять гласные и согласные в 5 лет можно детям без сенсорных и речевых дефектов, сенсорикам - рано;
- в погоне за знаниями часто родители забывают об умении ребенка играть, хорошо и связано говорить, самостоятельно мастерить руками.
- а то задание, которые вы нам показали, мы сами не решили...
* При тяжелой СА и глухоте обучение чтение чтению глобальным методом, наоборот, рекомендуется.
Решение задачи
Мама дорогая, что в в школе будет?