Поговорим сегодня не о кошках, а о недавних нововведениях в образовании. Говорят, в школах совершенно не воспитывается патриотизм. И ФГОС уже сорок раз поменяли, и ОПК ввели, родной язык утвердили как предмет - нет результата. Воспитывают учителя совершенно не патриотичное поколение детей.
Я пошла в школу в 2006, окончила - в 2017. То есть, относительно недавно. И хочу рассказать вам, почему с патриотизмом у нас в образовании все в полном порядке.
Уроки музыки
Сразу оговорюсь, что училась я в обычной среднестатистической школе в маленьком городке. Школа вмещала примерно 600 человек, классы по наполняемости - 20-25 человек.
Итак, больше всего мне запомнились уроки музыки. Во-первых, тем, что там можно петь, и не нужно решать задачки. А во-вторых, пожилой учитель приносил небольшой патефон (электрический такой, с черными пластинками) и ставил нам разные небольшие произведения классиков, предварительно о них рассказывая.
Песни в начальной школе мы учили на слух. То есть учитель проговаривал четверостишие, мы его несколько раз повторяли и затем пели. Печатать, чтобы раздать, было не на чем, а быстро писать мы еще не умели.
С начальной школы мне запомнились почему-то только военные песни, хотя, разумеется, всякие "Пусть бегут пешеходы по лужам" мы тоже пели. Петр Николаевич, которого, к сожалению, уже нет с нами, играл нам на баяне. Однажды он пришел счастливый и похвалился, что школа купила новый баян.
В середине урока по команде учителя мы вставали и маршировали под какую-нибудь песню. Чаще всего это были "Три танкиста". Это была физминутка. Слова песен мы знали и в процессе пели. И, к слову, практически каждый урок музыки мы пели "Гимн России". Пели стоя, правда, не из-за патриотизма, а чтобы мы сменили положение. Но все равно это было торжественно.
В средней школе до 9 класса (в 9 классе не стало нашего учителя музыки) у нас были тетрадки, куда мы записывали песни. Я ее до сих пор храню. Что пели? И "Крылатые качели", и "Раненую птицу", и "Шел отряд по берегу". Больше всего нам нравилась "Пойдем, Дуня, во лесок, сорвем, Дуня, лопушок". Правда, больше не маршировали, но гимн пели исправно каждый урок.
А что на других уроках?
На мой взгляд, уроки, на которых можно и нужно говорить о патриотизме - это история и литература. В нашей школе так и было. Помню, на изучение ВОВ отводилось огромное количество часов, мы рассматривали карты, рассказывали о своих родственниках, которые воевали. А 9 мая смотрели военные фильмы и плакали, когда погибали люди.
На литературе мы прошли много произведений о войне. К слову, часть из них в программе не было, их подбирал учитель. Да, читать их было тяжело, но именно в процессе изучения книги ты понимаешь, насколько ужасна война.
Лично моя любимая книга о войне - "Матерь человеческая". Да, я плакала все то время, что читала, но написана она отлично. Ты словно погружаешься в тот мир войны, о котором рассказывает автор.
Патриотизм в школе
Разумеется, в школе устраивались и отдельные патриотические мероприятия. Кроме концертов к 9 мая и 23 февраля, у нас обязательно был месячник, посвященный оборонно-массовой работе ( он включал разные спортивные соревнования, конкурсы плакатов, патриотической песни). К слову, при школе была организация ДЮП. ДЮПовцы разбирали автоматы, умели надевать всякие защитные костюмы, стрелять. Они представляли школу на районных соревнованиях. где нужно было показать знания военно строевой подготовки, сдать нормативы и всем отрядом, маршируя, спеть песню.
И напоследок
Вспоминая свои школьные годы, я не понимаю, какие еще меры хотят ввести, чтобы привить детям патриотизм.
Переписать учебники? Какие, по физике и химии? А что, простите, там можно переписать? В каждый вклеить фотографии полководцев и сочинить задачки про военных, которые бегут кросс со скоростью N км/ч?
На мой взгляд, для того, чтобы растить патриотов, необходима работа и родителей, и школы. Если каждый родитель 9 Мая возьмет за руку ребенка, приведет его к памятнику и расскажет, почему погибли эти люди и почему война - это страшно, покажет фотографии воевавших прадедов, то вот тогда мы и вырастим патриотов. А не когда учитель распинается на уроке про любовь к Отечеству, а дома про это - ни слова. Наоборот, смеются и говорят обратное.
И да, если уж Министерству образования некуда девать бумагу и деньги, то лучше пусть отдадут в школы. Бумага тратится со страшной скоростью, а над зарплатами учителей можно только плакать.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Давайте мурчать вместе!