Внимание, спойлеры!
Вот уже десять лет, как завершился культовый для некоторых зрителей, сериал Lost. Автор этих строк принадлежит к числу тех, кто сериал досмотрел до конца. Более того, из-за сложностей с первыми просмотрами по трансляции первого канала, часть серий в последствии, я пересмотрел больше двух раз.
И должен признаться: во вселенной таинственного острова мне ничто не надоело до сих пор. Для меня это тот случай, когда втягиваясь в вымышленную реальность, есть опасность отдать предпочтение именно ей. Постоянно думать, вспоминать события и стремиться закончить побыстрее дела, чтобы включить очередную серию.
В некотором смысле, это пожалуй не очень хорошо, но сегодня речь не об этом. Сегодня я просто хочу поделиться своим неиссякаемым потоком впечатлений, кои оставила во мне эта история.
Сериал этот жутко длинный и поскольку современные тенденции движутся всё больше в сторону сокращения, то не факт, что искушённому новым кино ценителю понравится этот, теперь уже практически классический сюжет. Lost состоит из шести сезонов, в каждом из которых, в среднем, по двадцать пятидесятиминутных серий.
Первый сезон стартует с обыкновенной робинзонады. Пассажирский самолёт, рейса 815 Сидней – Лос-Анджелес, терпит крушение где-то в неизвестном месте. В живых остаётся меньше половины пассажиров, связь с внешним миром утеряна и начинается строительство новой жизни в диких условиях.
Собственно, первый сезон ограничен такими, вполне реалистичными рамками, и элементы мистики здесь встречаются лишь в нескольких малозначительных проявлениях: во-первых таинственный чёрный дым. Загадка, которая мучает зрителя практически до самого конца. Самопроизвольное, дымообразное нечто, появляющееся внезапно под треск и электрический скрежет, уничтожающее всё что подвернётся «под руку».
Следующим непонятным, проявившемся сразу, идёт чудесное излечение парализованного ниже пояса Джона Локка и его исследования. Таинственный люк в земле.
В остальном: плюс-минус диалоги о сверхъестественном, местная дикарка, по имени Даниэль, непонятный шёпот в джунглях и видения главного героя, Джека Шепарда, гонящегося за призраком своего отца. На этом мистика первого сезона окончена. Всё прочее – интересное изображение быта, как если бы мы наблюдали реалити-шоу и попеременные флешбэки, рассказывающие о жизни потерпевших крушение до попадания на остров.
Со второго сезона всё начинает клониться в сторону сюрреализма. Островитяне обнаруживают таинственный бункер, выстроенный на постапокалиптический манер. В бункере сидит человек и жмёт кнопку каждые два часа, чтобы «спасти мир». Кроме того, не остаётся сомнений, что на острове есть некие другие – люди, которые живут здесь давно и которые судя по всему враги.
Последующие три сезона посвящены полному изложению всех этих секретов. Оказывается остров не простой, а с какими-то не то божественными, не то дьявольскими аномалиями. Тридцать лет назад здесь вела деятельность секретная компания «Дхарма инишатив», которая и понастроила по всему периметру разные бункеры и научные станции для изучения электромагнетизма и пространственно-временных таинств.
До того как здесь появилась «Дхарма», на острове уже тоже жили люди, считавшие себя истинными хозяевами. И за десять лет до прибытия, потерпевших авиакатастрофу, главных героев, эти «истинные хозяева», жившие на манер дикарей – убивают всех работников «Дхармы» и заселяют их цивилизованный городок.
Предпоследний сезон раскрывает все эти тайны, показывая натуральные путешествия во времени. В глубинах острова, под бункерами и коммуникациями, выстроенными Дхармой, оказывается есть более древние устройства, типа деревянного колеса, повернув которое, можно переместить остров во времени и пространстве.
Таким образом, первоначально позиционированный как «история робинзонов» сериал, в своей развязке становится в полной мере таинственным фильмом, где собраны всевозможные жанры научной фантастики, теологии, драмы и немного мелодрамы.
Из-за этого, как ни странно, фильм в последствии многим не понравился. Однако главной причиной неудовольствия крупной части фанатов стал именно завершающий, шестой сезон и общий смысл картины.
В шестом сезоне раскрыта наконец главная тайна «чёрного дыма». По своей сути, это вообще корень всего сериала. Вниманию зрителя представляется древняя, полумифическая история о том «как всё началось»:
Неопределённое время – примерно лет пятьсот назад, на остров после кораблекрушения выбрасывает беременную женщину. Её здесь встречает единственная жительница и принимает роды. Двое мальчиков: «светлый» и «тёмный», но имя мать придумала только одно – Джейкоб, второй же остаётся безымянным, а в последствии именуется «человеком в чёрном».
Здесь и закладываются первые основы и правила, по которым строится всё происходящее в сериале. Приняв роды, дикарка забирает детей и убивает мать. По такому же принципу потом весь фильм живут все остальные: убийство во благо, насилие во спасение и тому подобное. Все роженицы острова, так или иначе – будут всегда умирать.
Джейкоб вырастает и становится хранителем острова, а его брат узнаёт правду о смерти их матери и убивает дикарку. Он отчаянно стремится покинуть остров, но Джейкоб ему не разрешает. Таким же манером весь сюжет делятся остальные персонажи: одни (материалисты) мечтают уехать, другие (верующие) – остаться.
Здесь уже включаются новые мистические направления: бессмертие, жизнь и смерть, райское и адское. Оказывается, остров это нечто вроде барьера, сдерживающего вселенское зло. И для того чтобы жизнь на Земле продолжала существовать, хранители подобные Джейкобу, должны стеречь божественный свет внутри острова. Своего рода, святой источник.
В результате конфликта со своим братом, Джейкоб обрекает его на существование в виде чёрного дыма, способного принимать облик умерших, и с горечью осознаёт, что совершил чудовищную ошибку. Теперь его брат навсегда заперт на острове и не сможет его покинуть, пока Джейкоб жив, а убить самостоятельно он его не может, потому что нельзя.
И вот, судя по всему, этот конфликт между двумя братьям, которые как бы «добро» и «зло» и есть главная суть фильма. Потому что всё, что происходило с главными героями на протяжении всего сериала, все эти тянущиеся баталии, интриги и вообще все их устремления, с самого начала были просчитаны и направлялись этими двумя. Своего рода бог и дьявол – в человеческих обличьях.
При всём при этом, создатели сериала показывают, в итоге, что эти "бог" и "дьявол", в сущности, такие же люди, со своим слабостями и желаниями. Они не выбирали своего пути и тоже сделались, в своё время, заложниками обстоятельств. Выбор без выбора. Такая вот мораль.
Финальный смысл фильма в защите острова. Все главные герои встречаются после смерти в месте, «которое сами создали» (альтернативная реальность), что-то вроде чистилища, или зала ожидания, из которого они отправятся дальше. Куда это дальше, остаётся на усмотрение зрителя, но факт остаётся в том, что все они, в конечном итоге, умерли, «кто-то раньше, а кто-то гораздо позже» - говорит в финале отец Джека Шепарда. И весь смысл жизни всех этих людей сводился к их совместному краткому пребыванию на острове, также поясняет Джеку отец.
Словом такой вот, в какой-то степени и впрямь сумбур. Потому что если копать до самого дна, то ответов на все вопросы и конкретики в однозначном смысле найти всё равно не удастся. Кроме того, история острова гораздо древнее даже самой «прародительницы» - той дикарки, что вырастила Джейкоба и человека в чёрном. В катакомбах под храмом здесь наскальные росписи, на берегу была статуя на манер древнего Египта и прочее.
Так что, при желании, вселенную Lost можно расширять до бесконечности, не хуже какого-нибудь Star trek, однако, судя по всему, этого нам пока что ждать не приходится.