Найти тему

Что носят в Ватикане?

При упоминании об облачениях римских пап, особенно, если уточняется, что речь пойдёт о том, что носят папы на голове, первое, что всплывает в памяти, это, конечно же, тиара – головной убор с тремя диадемами и крестом наверху, в котором так часто изображали пап. Именно по тиаре можно легко понять, что изображённый – папа римский, а не просто епископ, или же светская коронованная особа. В нашем музее есть несколько изображений пап в тиаре, выполненных в разное время и в разных жанрах, включая карикатуры.

Скульптурный портрет папы Льва X. Копия. Рим, мрамор
Скульптурный портрет папы Льва X. Копия. Рим, мрамор

И именно тиара вызывает так много предположений относительно того, почему она стала головным убором пап и что означают три диадемы, вплоть до того, что некоторые противники идеи папства как такового, усматривают в ней некий сатанинский смысл. 

Изначально в античном мире тиарой называлась остроконечная войлочная персидская шапка, в том числе и конусообразная корона персидского царя. В католической Церкви такую шапку с двумя лентами сзади, изготовленную из плотной ткани и украшенную вышивкой стали носить папы римские – епископы Рима. Носили её в очень редких особо торжественных случаях и никогда во время богослужений. Диадемы появились на тиаре только в конце XII в. Сначала диадема была одна, затем две. Первоначально две диадемы указывали на светскую и духовную власть папы, так как папа был не только главой католической Церкви, но и главой теократического государства – Папской области.

Демонтаж раздела постоянной экспозиции "Католицизм"
Демонтаж раздела постоянной экспозиции "Католицизм"

Первым папой, на чьем портрете можно видеть тиару с тремя диадемами, был Бенедикт XII (понт. С 1334 по 1342 г.). Существуют три распространённых толкования символического значения трех тиар – олицетворения власти папы над тремя сферами (небом, землёй и подземным миром), над тремя частями света – Европой, Азией и Африкой, или же образа Церкви - страдающей, воинствующей и торжествующей. Если вспомнить, что понтификат этого папы пришёлся на Авиньонское пленение, все три объяснения кажутся убедительными – напомнить и о власти папы, и о трёх ипостасях Церкви было в таких политических реалиях нелишним. Самое же парадоксальное заключалось в том, что тот головной убор, который стал едва ли не главным символом папства, как уже упоминалось, использовался крайне редко. 

Последним папой римским, носившим недолгое время тиару, был Павел VI, который после завершения Второй сессии Второго Ватиканского собора снял её и положил на алтарь собора св. Петра тем самым дав понять, что Церковь смиренно отказывается от светской власти и мирской славы, почитая их за ничто. С тех пор, несмотря на то, что этот жест был личным жестом Павла VI, епископы Рима не носят тиару. Некоторое время тиара сохранялась в личных гербах пап, но папа Бенедикт XVI отказался и от этой традиции, поместив на гербе епископскую митру.

Но что же теперь носят римские понтифики? И что они носили в качестве повседневного, непарадного головного убора в те времена, когда тиары ещё существовали?

С XII века в гардеробе римских пап присутствует в качестве повседневного головного убора камауро – тёплый и довольно нарядный, он изготавливается из шерсти или бархата красного цвета и окаймлён горностаевым мехом. Представляя собой нечто среднее, между колпачком и беретом, прикрывающим не только голову, но и уши, он отлично защищал от холода, особенно зимой.

Неизвестный художник венецианской школы второй половины XVI в.      Портрет Папы Сикста V. Холст, масло
Неизвестный художник венецианской школы второй половины XVI в. Портрет Папы Сикста V. Холст, масло

Сейчас камауро почти не носят, в последнее время его надевал только папа Бенедикт XVI, а вот на старинных портретах, в том числе и на тех, которые хранятся в фондах ГМИР, папы часто изображались в камауро.

В качестве постоянных повседневных головных уборов в папском гардеробе сегодня прочно утвердились пилеолусы - от латинского «pileus» - «колпак» (другое название «дзукетто»). Два экземпляра таких головных уборов есть в коллекции нашего музея. Один подарен музею папой Бенедиктом ХVI, другой папой Франциском. Оба имеют сертификаты, подтверждающие их принадлежность понтификам и, что особенно важно в глазах каждого музейщика, имеют следы бытования. То есть, говоря обычным языком – поношены. Это белые круглые восьмиклинные шапочки из плотного шёлка с петелькой сверху.

-4
-5
-6
-7

Несмотря на то, что они выглядят очень современно, ношение католическим духовенством таких шапочек известно с давних времён. Например, на фреске XIII в., изображающей встречу папы Гонория III со св. Франциском Ассизским, мы можем видеть пилеолусы на головах кардиналов. На надгробии папы Климента IV (середина XIV в.) под митрой папы отчётливо виден надетый под неё пилеолус. Именно потому, что этот головной убор носят и под митрой, его называют также «sub-mitrale». Происхождение его вероятнее всего объясняется прозаически и сходно с предназначением камауро: скорее всего, пилеолус должен был предохранять тонзуру священника от всевозможных погодных неприятностей и согревать при долгом нахождении в плохо отапливаемой или вовсе нетопленной церкви. Папы носят пилеолус белого цвета, кардиналы – красного, епископы и прелаты, имеющие право на фиолетовый цвет – фиолетового, то есть он всегда соответствует цвету сутаны. Прежде, пилеолусы черные и коричневые носило также рядовое духовенство и монашествующие, но сейчас это практикуется редко, возможно потому, что тонзуру больше не выбривают, да и помещения церквей отапливаются гораздо лучше, нежели в XII веке.  

P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик).