Послушаем несколько мнений музыкантов.
Curtis Lindsay, «пианист и композитор».
Нет. Как и любой другой человек.
Но уровень знаний, который есть у многих композиторов, может вас удивить. В качестве примера я буду использовать себя (к счастью) очень скромного, не особо заумного, местного композитора и аранжировщика сорта «Herr Kapellmeister», полностью заурядного.
Я играю на фортепиано, знаю хоровое пение и кларнет на профессиональном уровне. Я, возможно, достаточно опытен в игре на органе и других клавишных инструментах, на ударных, флейте, гобое и саксофонах. Также у меня есть базовые знания в области гитары, мандолины и баса. Я играл на последних трёх в плохих барах. (Возможно, я что-то забыл.)
Я плохо играю на медных духовых, но довольно хорошо разбираюсь в технике игры, клапанах и так далее. Это означает, что я могу хорошо писать для духовых, хотя на самом деле я не могу сыграть ничего, кроме угрюмого пуканья на любом из них. Со смычковыми струнными мои знания заполнялись с течением времени, но мне ещё предстоит долгий путь. Наверное, я пишу для струнных, часто лишь подражая Чайковскому или Рахманинову. Возможно, я должен просто запереться в комнате со скрипкой на неделю и покончить с этим. Я всё никак не найду время...
Я не хотел слишком много рассказывать о себе, но дело в том, что многие композиторы собирают информацию об инструментах и их звучании, просто двигаясь по жизни. Это происходит, как правило, из любопытства, а иногда и из ситуационной необходимости.
Многое из того, что мы узнаем об инструментах, происходит из-за того, что мы постоянно внимательно изучаем то, как на них играют и что для них пишут другие люди, которые знают, что делают. Даже если мы сами редко пытаемся физически играть на этих инструментах (или вообще никогда). Например, я пишу довольно прилично и разумно для концертной арфы, но мне страшно до смерти дотронуться до этого зверя.
Короче говоря, нет, композитор не может играть на каждом инструменте. И вам не нужно играть на каком-либо инструменте, чтобы хорошо писать для него. Но если вы собираетесь писать для него хорошо, вам лучше сначала узнать о нём как можно больше.
Как раз этим утром я слегка повредил запястье, исполняя фортепианный концерт, написанный непианистом. В основном это моя вина, но отчасти и его тоже! Он наполнил музыку фигурами, которые сложны не потому, что он решил бросить вызов технике, а потому, что он совершенно не заметил того, как исполнитель будет причинять себе боль, пытаясь заставить их работать...
Rachmaninov Piazzolla (вымышленный ник).
Я далеко не профессиональный композитор. Я написал несколько пьес, чтобы сдать свои два семестра Гармонии ещё в колледже, и с тех пор написал ещё несколько пьес (в классическом стиле), но на самом деле только для собственного развлечения.
Тем не менее, как эксперт в «неигре на всех инструментах» я могу сказать, что можно сочинять, не умея играть на каком-либо инструменте… но хороший композитор должен понимать диапазон, технику, стили игры и тембр каждого инструмента, для которого он пишет.
У меня был один год уроков скрипки, но я забыл большую часть того, чему меня учили. Я учился играть на пианино, но не умею хорошо играть. Я немного научился играть на кларнете, так что мой сын теперь не может утверждать, что «его слишком сложно освоить». Хотя, я сносный певец...
Все это означает, что я не могу играть ни на одном инструменте по-настоящему, но у меня есть некоторые знания о том, как музыканты взаимодействуют со своими инструментами, для которых я пишу, и как могут звучать эти инструменты, как по отдельности, так и вместе.
Я помню, что во время моего последнего урока Гармонии, когда я заканчивал свой старший курс для получения степени бакалавра, преподаватель (стипендиат, участник Конкурса Чайковского и просто чертовски хороший парень) хотел, чтобы я продолжил учиться сочинению под опекой его профессионального друга-композитора. Когда я рассказал ему о своём ограниченном опыте и знании инструментов в целом, он сказал мне: «Не беспокойся об этом! Хороший композитор скажет тебе, что нужно знать и что делать».