Придя к власти, большевики чуть ли не первым делом отделили церковь от государства. Советская пропаганда яростно обличала «пережиток крепостнического строя», являясь «авангардом атеизма». В таком духе воспитывалась и новая армия, весьма ярко это показывает хотя бы одна известная песня:
«Мы раздуваем пожар мировой, церкви и тюрьмы сровняем с землей!» (с) из песни «Красная армия всех сильней».
«Богоборческий» режим действительно мощно прошелся по церквям, особенно после победы в Гражданской войне. Необходимо отметить и сложное положение внутри самой православной церкви: эмиграцию, расколы, понижение «престижа» религии. Л.Д. Троцкий в те самые двадцатые годы делал ставку на «обновленчество» — раскольническое движение, которое он считал аналогом протестантизма.
В тридцатые годы положение духовенства осложнилось еще сильнее: почти все храмы были закрыты, многие священники подвергались репрессиям.
И.В. Сталина некоторые порой считают чуть ли не «красным монархом» и «верующим коммунистом». Мол, будучи в прошлом семинаристом и «спецом по делам национальностей», Иосиф Виссарионович прекрасно понимал важность религии в духовной жизни страны. Действительно, Сталин, как мне лично кажется, критиковал религию реже, чем многие другие «старые большевики» (Троцкий, Ленин, Зиновьев, Бухарин и так далее).
Широко известна его критика произведений некоего Демьяна Бедного. Пьеса «Богатыри» даже была запрещена, так как Сталин видел в ней глумление над историей и культурой. Произошло это еще в 1936 году.
Я, однако, не совсем согласен с тем, что Сталин изначально планировал политику послаблений в отношении православия. Все же поворотным моментом стала именно Великая Отечественная война, первые месяцы которой показали власти всю критичность ситуации. К тому же, следовало противопоставить «своих» священников тем духовным лицам, которые пошли за Гитлером и молились за его здравие (а таковых нашлось много).
Конечно, прагматичные (а вовсе не какие-то религиозные) взгляды Сталина сыграли свою роль: он встал на позиции государственника, отринув теории о «мировой революции». Это тоже свою роль сыграло. Иосиф Виссарионович, в отличие от «ортодоксов революции» куда благосклоннее относился к русской культуре.
Великая Отечественная война показала правильность этих сдвигов: следовало противопоставить свою пропаганду немецкой и в этой области. В 1941 году Сталин использовал весьма «религиозное» выражение «братья и сестры». Но окончательная «легализация» произошла в 1943 году.
Именно тогда Сталин провел совещание с православными митрополитами, пошел им на неслыханные ранее уступки. «Товарищ Троцкий» обязательно заклеймил бы Сталина, если бы узнал о таком... но «товарища Троцкого» уже не было, как не было и многих других большевиков-радикалов. Потому этот шаг Сталина оказался политически выгодным и мудрым и не встретил со стороны остальных коммунистов активного противодействия...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.