В 1955 году на экраны СССР вышел "Овод" А. Файнциммера. Всего 10 лет прошло после войны и эта лента была подлинным подарком нашему народу: яркая, красочная, с отважными и привлекательными героями. В том же году ее посмотрело почти 40 миллионов человек. В основе лежал одноименный роман Э.Л. Войнич, но советские кинематографисты, как это часто бывает, переставили акценты, сделав упор не на трагедии атеистического Христа-Овода, но на его борьбе за свободу Италии.
Хотя, экранизация 1980-го года была куда более точной, фильм Файнциммера получился более цельным и, если так можно сказать, менее истеричным. Сделав в новой экранизации упор на чувствах Бертона/Ривареса Николай Мащенко немного перегнул палку, его герой, блестяще сыгранный Харитоновым, оказался чересчур нервным и себялюбивым. В то время как Овод в ленте Файнциммера - куда более сильная и цельная личность, недаром некоторые "неважные" факты его биографии были просто убраны, но зато были добавлены эпизоды революционной борьбы с австрийскими захватчиками. Так нигде не названа его настоящая фамилия (Бертон) и не сказано, что он, как и Джемма, собственно, англичане. Зрители, не читавшие романа, явно пребывали в полной уверенности, это эти герои - итальянцы. Если принять все эти изменения за данность, то нужно признать, что "Овод" 1955 года - очень хороший революционно-романтический фильм.
Артур/Овод был первой крупная работой в кино Олега Стриженова, невнятного "болельщика" в "Спортивной чести" не будем брать в расчет. Он блестяще справился с работой, изобразив, практически, двух разных людей: юного восторженного искреннего Артура и сурового революционного бойца Овода. И вот тут можно понять тех, что не узнал в язвительном журналисте старого товарища по борьбе. Ибо он действительно очень изменился.
Не менее прекрасен Николай Симонов в роли Монтанелли. Опытный актер, снимавшийся и в "Чапаеве", и в "Петре I", он смог не только обличить лживость церкви (что требовалось по роли), но и передать страдания отца, теряющего сына.
В роли Джеммы - Марианна Стриженова, жена Олега. Собственно, именно во время съемок между ними завязались близкие отношения, которые закончились браком. Ну и разводом в 1968 году.
Очень хорошо видно, что актеров старались подбирать по типажам. Итальянцы - смуглы и черноволосы, в то время как австрийцы по бОльшей части - высокие блондины. Вспомним те советские ленты, в которых офицеров СС играли евреи и порадуемся, что здесь ответственно подошли к вопросу подбора актеров для эпизодов.
Отдельное спасибо нужно сказать оператору. Им был А. Н. Москвин, на тот момент заслуженно получивший 2 Сталинских премии за свое мастерство (За 1 серию "Ивана Грозного" и за "Пирогова"). Каждый кадр фильма не только передает эмоции или действия героев, он еще красив, как старинная картина. И у зрителей не было никаких сомнений, что съемки проходили в Италии, настолько аутентично были подобраны пейзажи. Тогда как на самом деле кинематографисты работали во Львове и в Крыму.
Есть ли у фильм недостатки? Мне резанули глаза слишком нарядные костюмы у бедных итальянцев. Говорить, что люди голодают в то время, как они носят кружева...Как-то одно с другим не вяжется.
Но в целом фильм хорош. Очень хорош. Интересно, что в юности я больше любила "Овод" Мащенко, а теперь вижу что, пожалуй, "Овод" Файнциммера куда сильнее.
Картинки с сайтов:
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4645/annot/