Найти тему
Qazaq Agro

Какой будет новая агрополитика Казахстана

Оглавление

К печальному финалу движется Государственная программа развития АПК РК на 2017 – 2021 годы. Сохранив свое название, она несколько раз переписывалась, меняя приоритеты, но основные индикаторы остались в силе – за пять лет увеличить производительность труда в отрасли и экспорт переработанной продукции в 2,5 раза. Уже сегодня очевидно, что выполнены они не будут. В том числе, из-за нерешенности одной из основных проблем – финансирование отрасли. Банки и инвесторы в отрасль не идут, бюджетных средств на всех не хватает. Это ограничивает доступность кредитных ресурсов для фермеров.

О том, какой должна быть новая программа развития, чтобы отвечать запросам участников отрасли, в интервью ElDala.kz рассказал Ербол Есенеев, заместитель председателя Союза фермеров Казахстана.

«Денег на всех элементарно не хватает»

- Оценивая нынешнюю программу, какие недостатки в системе господдержки вы видите? И какие акценты считаете необходимым сделать в новой?

- Премьер-министр уже дал поручение Минсельхозу РК до конца года представить концепцию новой госпрограммы. Важно то, чтобы в этой концепции были учтены специфические особенности каждого региона.  Мы все прекрасно понимаем, что у нас район от района, область от области серьезно отличаются. Поэтому по каким-то общим лекалам для всего Казахстана выстраивать агрополитику неправильно.

Читать по теме: Как кооперация поможет снять фермеров с «иглы субсидий»

-2

- Ранее такого не было, чтобы учитывали особенности регионов?

- Учитывали точечно, в некоторых правилах предусматривали какие-то поправочные коэффициенты. Но всё равно, на 80% программа была унифицированная, для всех одинаковая.

- И это приводило к каким-то перекосам?

- Да, однозначно. Во-первых, были серьёзные перекосы в объемах финансирования регионов. Например, у нас всегда критически недофинансируется Алматинская область. Потому что там находится большая часть хозяйствующих субъектов, и денег на всех элементарно не хватает. Например, 40% птицефабрик яичного направления работает именно в Алматинской области, а бюджет ограниченный. Естественно, это всё приводит к тому что, например, в северных регионах объем субсидирования доходит практически до 100% от норматива, а в густонаселенных регионах, таких как Алматинская или Туркестанская области, всегда недофинансирование.

- К чему это ведет? К невозможности раскрыть весть потенциал региона?

- Конечно. Смотрите, по прошлому году субсидирование пищевого яйца в некоторых регионах сложилось в полном объеме, около 3 тенге на штуку. В той же Алматинской области не дотянуло до 1,5 тенге. Естественно, это ведёт к искажению рыночных механизмов. Спасает только то, что доля субсидирования не настолько серьезная, чтобы сильно влиять на себестоимость. Но в тоже время, это искажающий фактор, который нельзя допускать.

«Нельзя поливать всех ровным слоем субсидий»

- Видимо, аналогичные перекосы возникают и между отраслями сельского хозяйства?

- Это отдельный вопрос! Могу привести пример из «-водств», которых у нас много, но все субсидируются по-разному.  Много копий было сломано вокруг субсидирования нашего мясного скотоводства.  

- На него в действующей программе заложена львиная доля господдержки.

- И это продолжается до сих пор. Если брать нынешний, 2020 год, то объем средств на субсидирование всех направлений животноводства предусмотрен порядка 80 млрд тенге. Из них ровно половина – мясное скотоводство. На самом деле, это серьезный перекос, даже если говорить о доле в ВВП - доля мясного скотоводства не такая высокая. При этом, порядок цифр господдержки других «-водств» уже в разы ниже: молочное скотоводство - районе 20 млрд, овцеводство порядка 7 млрд, мясное птицеводство порядка 5 млрд, свиноводство - 1,5 млрд, яичное птицеводство 1,4 млрд, коневодство всего 0,4 млрд.

-3

- Перекос очевиден, причем, вряд ли он чем-то экономически оправдан.

- Однозначно. Поэтому наша общая задача - кардинально пересмотреть подходы. Всем понятно, что при сохранении нынешних темпов развития аграрного сектора на 3 – 4% в год, через несколько лет у государства просто не будет средств в бюджете на субсидирование отрасли.

Читать по теме: Нуржан Альтаев: Нам нужна программа посткризисного восстановления

Выход один – государство должно стимулировать именно рост, давать поддержку тем, кто выходит на высокую рентабельность. Нельзя поливать всех ровным слоем субсидий. Нужно подходить индивидуально к каждой отрасли, к каждому региону, определяя точки роста. Мы сейчас находимся в евразийском экономическом пространстве, мы торгуем на мировом рынке. Поэтому нам нужно ставить вопрос, во-первых, о снижении себестоимости: поддержка государства должна направлена быть на модернизацию и внедрение новых технологий для удешевления продукции. Во-вторых, нам нужно поддерживать именно те сектора, которые позволяют занять наши, специфические ниши в мировой экономике, где мы имеем конкурентное преимущество. Это может быть органика, это может быть наша экологически чистая ягнятина. Большой нераскрытый потенциал у нас по фруктам и овощам, огромные возможности в выращивании орехов. На эти направления и нужно делать акценты, давать правильный сигнал бизнесу. Эти направления требуют больших вложений, новой компетенции, а потому и должны получать господдержку.

- А кто-то этой господдержки должен лишиться.

- Выживает сильнейший. Если фермер нерадивый, не сможет в рыночных условиях конкурировать – какой смысл его поддерживать? Понятно, есть и социальный фактор в этом вопросе. Но никто не предлагает отказаться от господдержки мелких хозяйств. Свою роль тут должна сыграть кооперация, которая поможет им в сбыте. Перспектив много. Конечно, при разработке госпрограммы должен привлекаться бизнес, должны участвовать все регионы. У всех будут свои запросы, но нужно понимать, что государство может помогать не только деньгами. Для некоторых отраслей уже важно открытие новых рынков, для некоторых – развитие переработки сельхозсырья, для кого-то – доступ к передовой технике, для кого-то – возможность обучить сотрудников.

«Не всё можно измерить деньгами»

- То есть, немонетарные меры поддержки отрасли тоже должны быть прописаны в программе?

- Мы считаем, это должно быть обязательно, ведь не всё можно измерить деньгами. Вот, возьмем пример Монголии, которая сделала огромный скачок в развитии животноводства. Там не субсидируется само производство, но созданы условия для качественной переработки сырья, включая мясо, шерсть, пух. На самом деле, это дает больший эффект.

-4

Так что, работа предстоит большая. Возможно, нужно привлекать каких-то международных экспертов, чтобы понимать, как и куда движутся другие страны. К поддержке фермерств нужно подходить многогранно. Тонкие настройки – они нужны.

- Но вернемся к финансам.  Есть ли какие-то нюансы, которые нужно прописать в программу развития АПК для того, чтобы помочь привлечь частные инвестиции в отрасль? Может быть, решить вопрос и с землей, и еще какие-то назревшие проблемы?

- Земельный вопрос – архиважный, на самом деле. И очень щепетильный. У нас до сих пор не создана прозрачная система рыночного оборота земли, и это серьёзно сдерживает развитие отрасли. Важный вопрос – преемственность, на которой должен держаться весь семейный бизнес. То есть, должна быть возможность по наследству передать то же право аренды земли. К этому надо идти, это надо рассматривать. Однозначно, речь не идет о продаже земли – нужно продумать правовой механизм передачи аренды. Сморите, тот же яблоневый сад, сумма инвестиций на гектар которого превышает $40 тыс. Естественно, в случае ограниченного срока аренды вкладываться никто не будет. Поэтому тут должен быть четкий механизм.

«Фермеры сейчас ни на кого не надеются»

- Как вы считаете, роль холдинга КазАгро как главного оператора бюджетных вливаний в отрасль должна сохраниться в новых реалиях?  

- Чудес не бывает, и заменить КазАгро пока нечем. Да, у него есть сложности, но холдинг тоже можно понять – его деятельность идет с учетом требований финрегулятора. Делать это в рыночной среде не совсем удобно. Так что, думаю, в дополнение к КазАгро, на рынок должны прийти банки второго уровня, которые будут четко понимать, как работает отрасль, как идет финансирование и возврат средств, какие существуют риски. А пока, к сожалению, многие наши банки просо не понимают технологию агарного бизнеса, не учитывают специфику.

- То есть, пока КазАгро альтернатив нет?

- Да, но мне нравится та тенденция, что рачительные фермеры сейчас ни на кого не надеются – только на себя. На самом деле, это очень рационально. Даже в зерновом рынке люди не рассчитывают ни на кого – ни на банки, ни на элеваторы. Сами, на своей рентабельности строят складские помещения, ведут учет доходов и расходов и делают запасы – либо в виде ликвидной продукции, либо в виде финансовых средств. На самом деле, это самая здоровая ситуация. Если она должна развиваться именно в этом русле, финансовым организациям рано или поздно самим придется подстраиваться под эту новую реальность.

Читать по теме: Минсельхоз РК считает нецелесообразным создание Агробанка

Понятно, что для новых мощных проектов, которые завтра смогут стать якорем для целого региона, нужны какие-то серьёзные деньги. Крупные проекты требуют серьезных вливаний. Тут важны вопросы субсидирования, гарантирования, хеджирования рисков – и необходимо участие государства, с учетом того, какой эффект все это даст. Посмотрите на  мультипликативный эффект Макинской птицефабрики для Акмолинского региона – огромное число рабочих мест, гарантированный сбыт зерновых и масличных для местных фермеров. Это нужно поддерживать.

-5

- Кстати, о сбыте – это ведь тоже один из актуальных вопросов. Наверняка и он должен быть затронут в новой программе?

- Доступ к рынкам – очень важный вопрос. Речь идет и о внутреннем сбыте, и выходе на экспорт.

Конечно, в первую очередь мы должны наполнить внутренний рынок, здесь свои стимулы должны появляться. Формат магазинов у дома, базаров из года в год сокращается, превалируют супермаркеты.  Естественно, у них своя торговая политика, и мелким фермерам выйти на этот рынок практически невозможно. Так что, тут тоже нужно продумать возможности сбыта для наших производителей.

Читать по теме: Введение утильсбора оставляет аграриев Казахстана с мотыгой в руках

Если говорить о субсидировании, поддержка должна быть направлена на удешевление продукции для отечественного потребителя. Не должны мы субсидировать тех производителей, которые в полном объеме отправляют свою продукцию на экспорт – это не совсем рационально. Как у нас яйцом получилась в прошлом году - 600 млн штук на экспорт продали, их же и просубсидировали. Наверное, нужно ставить в этом случае какие-то обязательства между бизнесом и государством. Субсидируем – продавай внутри страны. Хочешь выходить на экспорт – извини, делай это без субсидий.

Конечно, новые внешние рынки мы должны открывать однозначно. Последние события, связанные с пандемией, показали, что даже рынки, исторически сложившиеся как «наши», не всегда спасают. Приоритеты меняются, мир меняется. Появляются новые поставщики и покупатели, и между ними нужен баланс. Выстроить его  по всем направлениям - одна из задач новой программы развития АПК.

Сергей Буянов, впервые опубликовано на ElDala.kz