Найти в Дзене

Что такое буддистское прибежище?

Танка Древа Прибежища.
Танка Древа Прибежища.

И снова здравствуйте!

Все мы, кто когда либо интересовались вопросом буддизма, сталкивались с таким термином буддистское прибежище. Кто то серьёз кто то из любопытства. 

За чем буддисты говорят о нём что они под этим подразумевают, как его применять и принимать? И вообще зачем принимать какое то прибежище да ещё и в чем?

Начнем с самого понятия что же это такое! Вот как это звучит академическим языком: "Прибежище (тиб. кхьяб дро, буквально «приходить под защиту»): Встреча с собственной природой Будды. "

И понимать это можно как угодно, главное понимать суть слов. Иначе будет как а анекдоте про поле чудес, когда "угадал все буквы не смог у угадать слово".

Так как мы живые люди, то у нас у всех есть свои тела, вещи, мысли, чувства, желания, привычки и прочее с чем мы ассоциируемые себя, свою жизнь окружающий мир. Что то нам нравиться что-то нет, к чему то мы стремимся от чего то постоянно стараемся уйти. В основном это внешние вещи, все то что мы видим, ощущаем и переживаем на физическом, эмоциональном и ментальном уровне.

И это нормально и понятно, на относительном уровне. Все это возникает течет изменяется и исчезает. Говоря буддийским языком имеет в своей основе "природу непостоянства" и следовательно не может быть источником вневременного и непреходящего состояния счастья, к которому мы все стремимся всегда и во всём. Конечно это не значит, что от всего надо отказаться и сидеть ничего не делать. "Это не наш метод, будем бить сильно но аккуратно" - как говорил Папанов, в известном любимом фильме. Все радости жизни важны прекрасны и мы не мазохисты чтоб отказаться от приятных и прекрасных вещей! И это все так же можно использовать как инструмент и часть нашего пути к просветлению. Вопрос только в том КАК это сделать?

Так что же такое это просветление? С чем его едят, и нужно ли нам оно вообще?

"Природа Будды, или природа Просветления: Природа ума, возможность достичь состояния Будды, присущая всем существам."

У каждого в жизни был такой опыт который не возможно описать словами, можно только обозначить. Например: восторг во время прыжка с парашютом, поездки на машине или мотоцикле. Всеобъемлющее состояние влюбленности, и миг достижения цели или покорения вершины, как в песне Высоцкого "весь мир на ладони ты счастлив и нем....". Все эти переживания если сложить вместе в одно мгновение у умножить миллион раз, то это сравнимо с песчинкой в пустыне песка, того что переживает Будда в состоянии просветления. Или как будто ток потребляемый Москвой в сутки пропускается через ваше тело за одну секунду, также по интенсивности переживание счастья.

Так как это не возможно представить, то это надо как-то описать и связать с чем то понятным и доступным нашему пониманию в повседневной жизни на относительном уровне бытия. Так как Будда этот опыт пережил, смог передать, то мы и ассоциируемые это состояние с его образом, и видим в нем собственный потенциал своего ума. Говоря другими словсами, опираемся как на цель нашего пути к просветлению. И Будда и есть первый аспект прибежища как цель практики, достижение состояния Будды.

"Будда (санскр., тиб. сангье): Название просветленного состояния ума. Санг означает «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума. Гье означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ. "

Следующий аспект прибежища это Дхарма, т.е учение которое оставил Будда. "Дхарма (санскр., тиб. Чё): Буддийское Учение. Часть буддийского Прибежища. Ее подразделяют по-разному, часто на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну – три уровня поучений, данных Буддой ученикам в соответствии с их склонностями."

Говоря простым языком это опыт Будды о пути и методы достижения состояния просветления, используя который мы гарантированно достигнем этого состояния. 

Третим аспектом прибежища является Сангха, “Сангха (санскр., тиб. гендюн): Сообщество практикующих. Как часть буддийского Прибежища – совершенные друзья на пути. Часто так называется буддийская группа."

Другими словами это наши друзья и помощники на пути, которые нас поддерживают, вдохновляют и помогают в нашем весёлом путешествии. В классических текстах есть много аспектов и нюансов описывающих это великолепное общество, достойных и почитаемых бодхисаттв.

И так это и есть три аспекты прибежища к которым Мы обращаемся, на которые действительно можно положиться в нашем пути. Это так называемые Три драгоценности. В них принимают прибежище все буддисты мира.

А еще есть один аспект в котором в Алмазном пути мы принимаем Прибежище дополнительно, в Трех корнях .

"Три корня: Лама, Йидам и Защитник. В дополнение к Трем драгоценностям они являются Прибежищем в Алмазном пути и создают возможность быстрого достижения Просветления. Являются источниками (или корнями) благословения, постижения и защиты."

Принятие Прибежища у ламы является ритуальным началом пути. Он создает связь между просветленной природой ученика и вневременной мудростью Будды. В качестве доброго знака дается буддийское имя и отстригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он состриг волосы, после того как оставил родину, решив посвятить все свое время и энергию поиску Просветления.

Будда нашего времени – это исторический Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период Дхармы.

Природа Будды, или природа Просветления: Природа ума, возможность достичь состояния Будды, присущая всем существам.

Лама (тиб., санскр. гуру): Буквально означает «высший принцип». Один из Трех корней. Буддийский учитель. Особенно важен в Алмазном пути. Без него нет доступа к глубочайшим поучениям. Посредством Гуру-йоги – медитации на Ламу – мы получаем его благословение, в момент которого в течение нескольких мгновений переживается истинная природа ума. Лама воплощает для ученика Три состояния Просветления.

Вот в общих чертах на сегодня и всё. Не все можно описать и сказать коротко и ясно. Много пропущено и осталось без внимания. 

Если вам было интересно, возникли вопросы пожелания -ставите лайк, пишите вопросы, высказывайте пожелания. Поделитесь с друзьями.

Продолжение следует.