В педагогике есть понятие МПС — межпредметные связи. К сожалению, концепция существует исключительно на бумаге методических планов, потому что в природных условиях головным мозгом пользоваться необязательно. Главное — сдать зачет автоматом.
Однажды я с интересом изучал настенный алгоритм действий при утечке ртути из разбитого термометра. Стена принадлежала образовательному медицинскому учреждению на базе городского стационара. За многие годы все детали стерлись, кроме двух.
Во-первых, в формуляре предлагалось убирать ртуть пылесосом. Во-вторых, под этой директивой стояла фамилия и подпись ответственного по технике безопасности. И не краснела.
Для неглубоко посвященных в экологию, химию и всякие режимы ГО и ЧС сообщу, что выдувание паров ртути горячим потоком воздуха из задней части пылесоса — самое худшее решение по ликвидации.
Ртуть опасна в первую очередь при испарении, которое усиливается при нагревании. Поток воздуха увеличивает площадь распространения вещества. Крупные частицы разбиваются на мелкие и залетают во все доступные щели с невероятной скоростью. И обязательно застревают в недрах бытовой техники, которая будет отчаянно фонить следующие несколько лет. Максимум, что сделают после инцидента при таком подходе к охране труда — поменяют пылесборник. Или просто вытряхнут старый в мусорное ведро у гардероба.
По науке нужно вызывать МЧС для проведения демеркуризации — “связывания” ртути подходящими химическими реактивами и вывозом на утилизацию получившихся отходов. В исключительном варианте можно собрать капли с помощью скотча, кисточки или фильтровальной бумаги в герметичную емкость, предварительно надев противогаз и прочие элементы химзащиты. Потом залить локацию дезактивирующим раствором, опечатать помещение и открыть форточку на трое суток. Желательно зарегистрировать произошедшее хотя бы в локальных документах.
Такие мероприятия могут себе позволить опытные лаборанты на рабочем месте, например. После тесного общения с хлороформом, бензолом и эфиром хорошо понимаешь, как правильно пользоваться окружающей средой. Да и необходимые знания, реагенты и спецодежда всегда под рукой.
Это я к чему. Уровень межпредметных связей лица, утвердившего подписью противоречащие здравому смыслу рекомендации (причем в своей профильной теме) заставляет задуматься о многом. Вероятно, я бы не рискнул проехаться с таким персонажем в пригородной электричке — мало ли, ему покажется уместным дернуть стоп-кран, если кто-нибудь закурит в тамбуре?
Тем временем, со стороны все державно. Печать. Подпись. Стеклянная рамочка для документа. Иронии добавляет то, что мимо таблички ежедневно прогуливались медицинские работники и ПРЕПОДАВАТЕЛИ разнообразных медицинских наук, не обращая внимание на подобное средневековье. Разумеется, я инстинктивно обратился к первому прохожему в белом халате, на что получил пожимание плечами: «Ну а что мы можем сделать, это же другое ведомство».
Эпизод зацепил меня настолько сильно, потому что в одной точке одновременно сошлись противоречия из трех направлений (химия, преподавание и медицина), в которых я уже хоть как-то разбирался. Страшно подумать, что происходит там, где ты имеешь поверхностные представления о предмете.
Картина, мягко говоря, тоскливая. А зачем я ее тут рисую? Потому что появились следующие мысли.
С одной стороны, логично ходить по своему коридору и не высовываться от греха подальше. Эффективность выше, денег больше, заглубление дает эксклюзив и уважение, а также рыночную и/или социальную востребованность.
Допустим, занимаешься себе IT, максимально реализуешься в одном векторе. Компетенции, которые так или иначе понадобятся для жизни (а что-то может и не понадобится), покупаешь. Спортзал? Не вопрос. Приобретаем занятия с чемпионом Калужской области и его многолетний опыт. Кулинария? Вовсю работают курсы. А можно заказать домой из ресторана. Понравился альт-саксофон? Студент из Беркли на скайпе уже настраивает международные способы оплаты занятий.
А с другой стороны — пропасть. Узконаправленность интересов дает ошибочную надежду, что окружающие также утоплены в свои темы и являются там безусловными экспертами. Что, мягко говоря, совсем не так.
Встречаются товарищи, визирующие формуляр уборки ртути пылесосом. Возможно, они даже в курсе, что так делать нельзя. Просто некогда было прочитать, что там подчиненные наклепали по заданию. Ответственность — субстанция податливая и неплохо размазывается по коллективу. А с виновными обязательно проведется работа. И статус эксперта будет восстановлен.
Сейчас я говорю только о невнимательности, лени, непрофессионализме и пофигизме. А ведь намеренное введение в заблуждение никто не отменял. Хотя довольно часто это смежные дисциплины.
Отсюда появляются стельки против токсинов, атлетическое тело за полгода, миллион на бизнесе с Китаем без вложений и антицеллюлитный крем.