Она навсегда останется для нас маленькой девочкой с картин Веласкеса. Однако девочка выросла и стала девушкой. Знаменитые портреты и писали для того, чтобы отправить их жениху, родному брату её матери, будущему австрийскому императору Леопольду I. Да-да, инфанта Маргарита вышла замуж за своего дядю. Габсбурги славились своими близкородственными браками.
Забегая вперёд, скажу, что брак окажется счастливым. Да, ей не исполнилось тогда и шестнадцати, а ему – двадцати семи. Однако разница в возрасте была не столь уж велика, а общих интересов окажется много. Так что они проживут всё отведённое им время в согласии и любви.
После заключения брака по доверенности в апреле 1666, Маргарита отправилась в Австрию. Рассказывают, что когда император встретил её при подъезде к Вене, она, как дама своему рыцарю, подарила жениху ленту. Настоящее произведение искусства, усыпанное драгоценными камнями. Император гордо прикрепил подарок к шляпе. Увы, он, видимо, недостаточно его закрепил. А поскольку он то и дело приподнимал шляпу в знак приветствия, подарок потерялся... К счастью, на следующий день украшение нашли и вернули Леопольду. Тот был счастлив! А то, что нескольких камней не хватало - такая мелочь...
Свадьбу в Вене отпраздновали с таким размахом, что она считается пиком расцвета австрийского барокко.
Возле дворца на огромной сцене воздвигли две искусственные горы, каждая высотой около 20 м. Слева – Этна, кузница бога Вулкана, справа – Парнас (с музами в пышных юбках по последней моде).
На этом роскошном фоне было разыграно представление о свадьбе римского императора, причём в его роли выступил сам Леопольд. С мифологическими персонажами, пушечной пальбой, барабанным боем, музыкой, извергающейся Этной, танцующими музами и богом брака Гименеем, битвой с кентаврами, пылающим и возрождающимся Фениксом.
В середине представления в воздухе возникли пылающие буквы V.L, V.M. ("Vivat, Leopoldus, vivat, Margareta" – "да здравствует Леопольд, да здравствует Маргарита"), а в финале триста ракет взмыли в воздух и образовали надпись, прославлявшую Австрию.
Праздники продолжались всю зиму! Чего стоит только "Конный балет"! Темой этого представления был спор - какая стихия лучше подходит для того, чтобы порождать жемчуг? Изящная аллюзия на имя новой императрицы ("Маргарита" "жемчужина"). Начиналось всё вступлением: отряды четырёх стихий - выезжали всадники в роскошных костюмах, у всех свои цвета и своя свита в с мифологическими персонажами. Например, за всадниками "Воды" на платформе ехал механический кит, извергавший фонтанчики, и Нептун с морскими чудовищами.
Затем начинался сам "балет", имитация сражения - лошади со своими всадниками исполняли сложнейшие упражнения. Готовились к нему целый год, и хотя в результате выступало "всего лишь" 600 лошадей, репетировало 1700! Да, подобные представления устраивали и раньше, и не только в Австрии, но именно это считается наиболее масштабным и эффектным, даже не считая театрализованной части! Его повторяли целую неделю почти каждый день, чтобы все налюбовались, а в самом первом представлении выступил сам император.
Словом, много пышных свадеб знала Австрия, но чтобы вот так... Это было незабываемо!
Увы, через семь лет Маргариты не стало...
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory