Очный учебный процесс кардинально отличается от дистанционного.
«Очно» - мы «пишем» отрывисто процесс, частями, присутствуя вместе в одной аудитории и не поощряем отсутствующих по различным причинам. Каждое занятие одно от другого разделено временем, не имеет зафиксированных (как оставленный след) моментов и факта проведения. Все, что преподаватель делает - «влетает» и «вылетает». Наши слова, действия могут остаться в памяти ученика, а могут и «пройти» мимо.
К тому, что было вчера на уроке – уже, зачастую, не вернутся в дословном варианте.
«Дистанционно» - фиксируются все наши учительские действия (невольно обучающимися становятся в том числе и родители), оценки, комментарии, задания, обсуждения и все это остаётся как цифровой след в памяти.
Каждый участник этого увлекательного дистанционного процесса может вернуться к текстам, записям и зафиксированным действиям. Многократно.
Или мы, педагоги, можем управлять таким возвращением и допуском к материалам.
Кстати, может быть и одна из причин негативного отношения педагогов к дистанционному обучению кроется именно в открытости - все на поверхности: как учим, как спрашиваем, о чем говорим и много других как…
Вот и задачка, которую нам, преподавателям важно решить: как организовать обучение дистанционно, как создать учебные материалы в курсе, осознавая ответственность за каждое слово, действие; что разместить в таком курсе; как ощутить ответственность и почувствовать удовольствие, в том числе от процесса?
Где и как можно увидеть осознанную ответственность педагога за организуемый процесс обучения?
1. Каждый из нас, преподавателей, четко знает какие необходимы студенту знания (например, из смежных дисциплин) для освоения конкретной предметной области. Очень часто пробелы в знаниях, возникающие по различным причинам (лень, неуспешность в школе, нелюбовь к учителю и т.д.) являются причиной неуспеваемости. Но признаться в незнании - часто бывает сложным, да и не всегда обучающемуся понятно. Педагог, прогнозируя дефициты, имеет возможность создать ресурс, позволяющий ликвидировать имеющиеся дефициты. Это позволяет и обучающемуся помочь и педагогу сэкономить время на объяснения материала, который должен быть уже освоен учениками.
Ликвидация дефицитов - один из путей продвижения к успешности.
Важно определить необходимые базовые знания для освоения дисциплины (каждый педагог владеет таким набором) и создать банк учебных материалов для ликвидации прогнозируемых дефицитов.
2. Часто преподаватель, объясняя учебный материал, использует научные термины, не задумываясь, что студент такого научного языка, увы, не понимает (в силу разных обстоятельств). В процессе дистанционного обучения неосознанный процесс открывает, в том числе обилие толкований одного и того же термина. Необходимо сделать свой выбор. А ведь в очном обучении можно было привычным спросить у педагога и получить ответ. Возникает некий диссонанс: вопрос есть, учителя рядом нет, поисковые системы выдают много результатов. Готов ли студент сделать верный выбор?
Важно научиться со студентами / школьниками говорить на одном научном языке, разбирая каждый новый термин в конкретной научной области и его толкование.
3. Создавать задания в электронном курсе, необходимо имеющие смыслы, формулировать их на доступном научном языке, соблюдая логику процесса выполнения, задавая объемы (чтобы была возможность проверить и не терялся смысл), указывая адрес «отправки».
Важно научиться формировать контент курса: от цели к результату, продумывая каждое задание и развивающую обратную связь к ним.
1. Как проверять задания в условиях дистанционного обучения ведь их количество нарастает как снежный ком, часто превышая в очном обучении?
Важно регламентировать дедлайн выполнения заданий (студенты дедлайн не любят, но в тоже время считают его необходимым элементом курса, объясняя это возможностью планировать свою работу. Для преподавателя дедлайн - это возможность оптимизировать свою работу - планировать своё время).
2. Организация обратной связи. Если в традиционном обучении мы не всегда комментируем выполненные задания, периодически не возвращаем работы (самостоятельные, например), а только объявляем оценки, то дистанционный учебный процесс требует от преподавателя внимательного и корректного отношения к обратной связи.
Важно педагогу, разрабатывая задание всегда продумывать вид обратной связи, определять его смысл и возможности для развития обучающегося в процессе выполнения.
Данные походы отлично работают и в очном и дистанционном обучении. Дело за педагогом.
Продолжение следует…