Конструкторы из СССР умели делать интересную технику. Мы уже рассказывали и о необычных военных грузовиках, и о редких автомобилях специального назначения.
Не все разработки и далеко не во всех отраслях получили широкое признание. Многие же вообще так и остались на бумаге. Но есть техника, которую смогли воплотить в жизнью. И она сможет вас удивить.
Например, вездеходы.
1. ЗИЛ-4904
Это не вездеход. И даже не болотоход. Это шнекоход. Принцип работы такой машины, упрощённо говоря, напоминает мясорубку. Идея одновременно и проста, и гениальна: должно быть минимум два шнека, а вращаться они обязаны непременно в разные стороны. Главный плюс данного движителя — плавучесть.
ЗИЛ-4904 начали разрабатывать ещё 60-е годы, но первый живой экземпляр оказался собран только в 1972-м. Аппарат грузоподъёмностью 2,5 тонны получился крайне интересным, но сфер применения ему практически не было, за исключением одной: машина могла и, согласно замыслу проектировщиков, должна была доставлять до большой земли космонавтов, совершивших приземление в самых труднодоступных областях. В общей сложности собрали лишь 20 таких ЗИЛов.
2. ЗИЛ-4906 «Синяя птица»
Это машина аналогичного назначения, что и ЗИЛ-4904, но куда более приспособленная для передвижения по суше. Хотя и свойств амфибии она не утратила: два гребных винта, расположившихся под кормой корпуса, позволяют не бояться водной стихии. Завод собирал машину в нескольких версиях — пассажирской и грузовой. Всего выпустили 26 экземпляров.
Ключевая особенность представленного ЗИЛа — три оси. Управляемые из них только две — первая и третья. Интересно, что третья пара при повороте руля реагирует с несколько бОльшим опозданием, нежели первая. Это сделано специально ради достижения лучшей управляемости.
Вообще управлять этой 9-метровой махиной проще, чем может показаться, ведь она относительно нетяжёлая за счёт стеклопластикового кузова и алюминиевой рамы.
Сохранившиеся до наших дней «Синие птицы» оцениваются очень дорого — на вторичке за такой могут просить до 10 млн рублей.
3. «Харьковчанка» («изделие 404° C»)
Машина создавалась для самых суровых климатических условий. За постройку взялся Харьковский авиазавод.
За основу покорителя Арктики выбрали тягач АТ-Т, в свою очередь построенный на узлах и агрегатах танка Т-54.
Внутри «Харьковчанки» можно жить: тут и 8 спальных мест, и санузел, и камбуз. Чтобы экипажу было тепло при самом экстремальном минусе, кабину вагонного типа облачили в восьмислойную теплоизоляцию.
Даже когда что-то ломалось в двигателе, водителю не приходилось вылезать наружу, поскольку машинное отделение и кабина были связаны напрямую. У такого решения имелся и серьёзный недостаток: все газы шли в салон. У «Харьковчанки-2» моторное отделение было уже без доступа из «жилого помещения».
Свет увидеть мог и проект «Харьковчанка-3», однако развал Советского Союза поставил на нём крест.
4. НАМИ-0127
Грузовой НАМИ-0127 поражает нетрадиционностью конструкции — шарнирно-сочленённой рамой в сочетании со всеми ведущими колёсами.
Капотный грузовик мог совершать манёвры исключительно благодаря излому рамы, ибо гигантские колёса с шинами низкого давления не поворачивались в принципе. На проект возлагали большие надежды строители газовых объектов в Средней Азии, но дело ограничилось лишь сборкой пары тестовых машин.
Тем не менее концепция НАМИ-0127 не умерла окончательно. Так, современный «КамАЗ-Арктика» использует как раз ту же шарнирно-сочленённую «ломающуюся» раму.
А какой вездеход впечатлил вас больше всего?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.