Найти в Дзене
Учитель в бизнесе

Исправлять или не исправлять, вот в чём вопрос...

Как вы относитесь к тому, что ученики просят исправить оценки? И какова политика вашей школы на счёт этого? Я работала в разных образовательных организациях ещё во времена бумажного журнала. И тогда было проще. Написанное пером - не вырубишь топором.

А когда начал появляться электронный журнал - каждый трактовал правила его использования исходя из собственного страха и риска. И если в соседней школе нашли кнопку, которая может исправлять оценки, то в моей школе под страхом "красной зоны" это стали запрещать.

А дети-то подходят: "Можете мне двойку исправить?". Подходят и родители. А в учительских - риторика...

Или за контрольные? Фото из интернета
Или за контрольные? Фото из интернета

И двойка двойке рознь: за четверть? За контрольную? За домашнюю? В толковом словаре Даля слово ИСПРАВЛЯТЬ трактуется так: чинить, поправлять, переправлять, изменять улучшая, переделывать на лучший лад. Соответственно, когда кто-то просит что-то исправить, он имеет ввиду произвести полноценную замену с улучшением именно этого "что-то". Далее встаёт вопрос, объективно ли то, что хотят? Реально ли?

Совсем недавно состоялся диалог с моей коллегой. Так случилось, что она устроилась в образовательную организацию чуть-ли не в самом центре столицы. Организация серьёзная, с уклоном в сторону изучения иностранных языков. Устроилась она через наших общих знакомых и мне было любопытно, как она работает ТАМ, в святая-святых - в Столице.

А надо сказать, что там городские образовательные организации очень хорошо оснащены различными техническими средствами обучения, дети домашнее задание узнают через интернет, а родители секунда в секунду получают смс-оповещения на свои мобильные телефоны об отметках своих чад.

Из интернета
Из интернета

Так вот, политика администрации в её лицее очень интересная и продиктована скорее политикой управления образования города. Если ребенок получает текущую отметку двойку, то исправить он её может только "закрыв" её отметками рядом. Не вместо двойки педагог поставит тройку, а рядом с двойкой поставит тройку.

Я по первому образованию тоже педагог математики. И у меня возникло к ней масса вопросов. Во-первых, если берем чисто математические вычисления: двойка дает в общем рейтинге отметок только два балла и если учитель исправляет (то есть заменяет) двойку на тройку, то рейтинг ученика вырастает на 1 балл; если ученик рядом с двойкой получает тройку, то 2 и 3 дают нам среднее арифметическое 2,5 (2+3=5 и 5:2=2,5), то есть рейтинг вырастет лишь на 0,5 балла. Что нужно сделать во втором случае ребенку, чтобы рейтинг вырос на 1 балл, как в первом случае? Элементарно, Ватсон! Ученик должен рядом заработать четвёрку (2+4=6 и 6:2=3). То есть, смысла особо исправлять двойку на тройку для рейтинга нет. Если речь идет о единичном случае, о единственной двойке, то полагаю, ученик вполне способен и на 4 переписать. Но если у ученика по три двойки в неделю, то ему предстоит поселиться в кабинете учителя на месяц минимум, чтобы рейтинг сдвинулся с места.

Во-вторых, а что если пустых клеток рядом с двойкой нет? Ведь плотность выставления отметок на уроке зависит от физических возможностей учителя выдавать и проверять работы на оценку каждый день. Если так и происходит? Если нет пустых клеток для проставления лишней четверки? Или, если есть, допустим, опция такая - добавить столбик оценок - то отразится ли это как-то на рейтинге учителя, если он добавит столбик на прошедшую дату? Сколько таких колонок я, учитель, могу на день выставить: 3 колонки,4, а может 5? Чтение, говорение, грамматика, Письмо и ДЗ - почему бы и нет?

Источник http://protivkart.ru/uploads/posts/2018-10/protivkart.ru_15399517791.jpg
Источник http://protivkart.ru/uploads/posts/2018-10/protivkart.ru_15399517791.jpg

Все эти мысли пронеслись в моей голове в те секунды её рассказа и я спросила у коллеги: "А можно к двойке доставить двойную оценку? Переписал ребенок самостоятельную на следующей неделе, а выставляю я её рядом к двойке на прошедшую, например."

"Нет, так нельзя, школе за исправление отметок в журнале начисляются штрафные баллы в общем рейтинге школ. Штрафные баллы - низкий рейтинг - низкое финансирование". Тоже странно, на прошедшую дату ставить двойной оценкой нельзя, а в колонку отдельную можно?

Я так и представила: подходит ко мне ребенок, а я ему говорю: "Ты конечно можешь исправить двойку, только убирать из журнала я её не буду, я просто рядом напишу другую отметку или вообще поставлю её на другое число - и будем считать, что ты двойку исправил."

"Но простите, - скажет мне ребенок, - в толковом словаре Даля записано, что слово "исправить" означает переправить, изменить улучшая, переделывать на лучший лад. А где, получается, я тут исправляю? И что, получается, я тут переделываю? Я просто получаю очередную оценку, которая также будет стоять рядом со всеми остальными отметками и также будет считаться по среднему арифметическому вместе со всеми."

Мне придется выкручиваться и, возможно, сказать: "Знаешь, если я произведу изменения в журнале - дяди и тёти из министерства образования снимут школе баллы в общешкольном рейтинге. "

"Ну и что? А я здесь причем? И причем тут моё образование?" - Нет, ребенок мне так не скажет, но, возможно, именно это он подумает. Какие чувства вызовет эта ситуация в душе у ребенка? Смотивирует учиться? Или он махнет рукой и скажет: "Да ну вас всех, исправить как бы можно, но как бы нельзя, нет смысла что-то делать сверх того, что уже сделано"? Двойные стандарты получаются.

из интернета
из интернета

В моей практике исправление оценок приветствуется. Я в одной школе откровенно говорила ученикам - да, можно. Там не следили за "красной зоной", может быть и потому, что тогда её ещё и не было. И я только говорила детям, что все исправления - не на последней неделе четверти. Кто действительно следит за своими оценками, тот приходит и исправляет, через несколько дней или через неделю. Да, таких учеников - единицы, а кому не надо - тот и не переживает.

А в другой школе - было строго настрого запрещены любые исправления в школьном журнале. С одной стороны, при работе с большим количеством классов, это уменьшило количество переписанных работ на проверку. С другой стороны, приходилось быть строгой и принципиальной.

В третьей образовательной организации можно было исправлять отметки в электронном журнале, там при исправлении отметки выплывает окно "основания для изменения оценки", куда нужно внести поясняющую надпись-комментарий по какой причине оценка исправлена.

А у детей-то есть чат. И знакомые из разных школ. В одной школе разрешают переписывать, а в другой - запрещают. Хороша ли эта ограничительная мера в воспитании? Хороши ли эти витиеватые словоблудия: "Да, можно, но я тебе не поставлю, отметку не уберу, потому что нельзя..." Или лучше детям сразу и честно сказать : "Исправлять - нельзя: что получил, то получил"? Или это стимулирует к знаниям - возможность исправить "двойку" на "пятёрку"? Уважаемые учителя, хотелось бы услышать ваши мнения по этому поводу.