Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

«ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ»

В толковом словаре Даля написано так:

1). «Вера – это та способность разума, которая воспринимает действительные (реальные) данные, передаваемые ею на разбор и сознание рассудка».

2). «Верный – исповедующий истинную веру вполне преданный вере своей, верующий безусловно; сполна кому или чему преданный, неизменный, надежный, на кого можно положиться; не ложный, правдивый, точный, истинный, подлинный, достоверный»… Верность – свойство верного: полная преданность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле; надежность, точность, исправность, достоверность, правдивость, истина.

В принципе мы не возражаем такому толкованию, просто хотим, как это уже принято в редакции газеты «Истоки», дать документальные подтверждения этимологии этих терминов. Так вот, опираясь на рунописьменный документ (граффити – текст эпитафии села Кулушево из Учалинского района, соскобленный в 177 году хиджры, или по новому летосчислению 723 года после рождества Христова), показанный на фото 1 и 2, уточняем следующее. Слово «варит» со значением «достигать», одна из наидревнейших письменно зафиксированных на территории нашей республики и РФ разновидностей данных слов. Современное башкирское слово «барыу» со значением «идти», по своей этимологии тоже связано с морфемой «верить».
В принципе мы не возражаем такому толкованию, просто хотим, как это уже принято в редакции газеты «Истоки», дать документальные подтверждения этимологии этих терминов. Так вот, опираясь на рунописьменный документ (граффити – текст эпитафии села Кулушево из Учалинского района, соскобленный в 177 году хиджры, или по новому летосчислению 723 года после рождества Христова), показанный на фото 1 и 2, уточняем следующее. Слово «варит» со значением «достигать», одна из наидревнейших письменно зафиксированных на территории нашей республики и РФ разновидностей данных слов. Современное башкирское слово «барыу» со значением «идти», по своей этимологии тоже связано с морфемой «верить».

Если древние варианты морфем «верить» и «вера» зафиксированы в письменных документах начала VIII в. н. э. на территории Башкортостана, то будет корректным предположить, что те же времена и начали отмечать заслуги людей за «веру и верность».

Действительно, на территории нашей республики найдены древнейшие документы такого предназначения. К ним мы относим «панагии». Панагии оформлялись после смерти индивидиума и в ней перечислялись его заслуги, занимаемое им положение в обществе. На фото 3 вы видите панагию, текст, который выполнен иероглифами и гетерограммами. Панагия выполненная в виде каменной печатки, найдена в могильниках села Бахмут Нуримановского района.
Действительно, на территории нашей республики найдены древнейшие документы такого предназначения. К ним мы относим «панагии». Панагии оформлялись после смерти индивидиума и в ней перечислялись его заслуги, занимаемое им положение в обществе. На фото 3 вы видите панагию, текст, который выполнен иероглифами и гетерограммами. Панагия выполненная в виде каменной печатки, найдена в могильниках села Бахмут Нуримановского района.
-3

На фото 4 вы видите такую же панагию из Илишевского района, тексты которой выполнены с использованием письма брахми.

Останавливаться на содержании текстов не будем. Ими читатели газеты знакомы по предыдущим публикациям нашей газеты.

В более поздние времена, в частности после IV в. н. э., заслуги людей перед обществом начали отмечать уже при их жизни. К настоящему времени из таких документов известны:

– юбилейная медаль Асен шада (текст медали написан латинским и согдийскими письменностями), монета-награда императора Юстиниана (текст медали выполнен латиницей), знак римских легионеров. Читатели нашей газеты знакомы с этими наградами тоже.

Из наград тюркских государств, в состав которых входили и башкиры вплоть до 1755 г., которыми мы тоже ознакомили своих читателей, таковы:

– монета-награда государства Караханидов из села Умбетово Зианчуринского района (текст медали выполнен уйгурским письмом) и медали литераторам – участникам поэтических состязаний (тексты медалей выполнены арабским письмом).

К разряду наград относится и льгота, жалуемая государственным деятелям эпохи Золотой Орды, то есть право выполнения текстов записей достойных дел – «манкяба». На фото 5 вы видите арабописьменную манкябу Кабил батира- полководца Тухтамыш-хана. Текст нанесен на скалу горы Мечеть у села Исянгильдино Ток-Соранского междуречья Оренбургской области.
К разряду наград относится и льгота, жалуемая государственным деятелям эпохи Золотой Орды, то есть право выполнения текстов записей достойных дел – «манкяба». На фото 5 вы видите арабописьменную манкябу Кабил батира- полководца Тухтамыш-хана. Текст нанесен на скалу горы Мечеть у села Исянгильдино Ток-Соранского междуречья Оренбургской области.

Транскрипция текста: «Мнкбh. Мн Кбал батир фагилн ал бина Тктамш дулати».

Глоссарий на современном башкирском языке: «Мэнкэбэ. Мин Кабил батыр нигезен короусы Туктамыш дэулэтененг».

Перевод текста на русский язык. «Хвалебная запись достойных дел: Я богатыр Кабил создатель остова Тухтамышева государства».

Была ли систематизированы наградные дела этих времен, то есть о том были ли статуты этих наград и как они были увязаны между собой, мы пока не знаем. Поэтому переходим к рассмотрению наградной системы Российской империи.

Так как граждане Башкортостана уже со школьных лет имеют представление о системе государственных наград Российской империи и современной Российской Федерации, то мы решили ознакомить их в данной публикации с малоизвестными фактами. Рассказ мы будем вести про награды, которые предназначены для подданных империи исповедующих не христианские религии. Рассмотрим и вопросы свободы совести и об отображении в современной наградной системе РФ и Башкортостана аспектов данного вопроса.

-5

1. Орден Святого Апостола Андрея Первозванного (фото 6 «а») – это первый орден в России. Был учрежден Петром I в 1698 г. Девиз ордена «За веру и верность» (На фото 6 «б» – звезда ордена). Имел один степень. Как государственная награда был отменен в 1918 г. Президент РФ издал 1 июля 1998 г. Указ N 757 «О восстановлении ордена Св. Апостола Андрея Первозванного».

Каждый награждаемый этим орденом автоматически становился кавалером четырех других орденов – Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны 1-й степени и Св. Станислава 1-й степени, знаки которых он получал одновременно со знаками ордена Св. Андрея Первозванного (если он не имел этих орденов ранее). Этот порядок был установлен в 1797 г. (применительно к орденам Св. Александра Невского и Св. Анны 1-й степени и дополнен в 1831 г. применительно к ордену Белого Орла и в 1865 г. – к ордену Св. Станислава 1-й степени). Статут ордена в Полном Собрании Законов Российской Империи (ПСЗРИ) имеет и такое описание: «На орденских знаках жалуемых не христианам, изображения святых, их вензелевых имен или креста заменяются Императорским Российским орлом».

Известно о награждении этим высшим орденом шести мусульманских правителей, двое из которых позже стали Российскими подданными. Среди кавалеров ордена был и муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Российской Империи. Вашему вниманию впервые предстанет список мусульман – кавалеров этой высшей награды Российской Империи: 

-6

а). Крымский хан Шахин Гирей-хан (фото 7), правил в 1777-1783 гг. Награжден в 1783 г.

б). Бухарский эмир Абдул Ахмад хан Саид (фото 8), правил в 1885-1910 гг. Награжден в 1906 г.

в). Пятый муфтий (Мухамадиар Мухамедшарипович Султанов, фото 9) Оренбургского магометанского духовного собрания в 1886-1915 гг. Награжден в 1898 г.

г). Мухаммед-шах Каджар (фото 10). Правитель Ирана в 1834-1848 гг. Награжден в 1834 г.

д). Насретдин-шах Каджар. Правитель Ирана в 1848-1896 гг. Награжден в 1873 г. На фото 11

 – наследник престола Насретдин мирза, а на фото 12 он же, будучи правителем Ирана.

е). Музаферетдин-шах Каджар (фото 13). Правитель Ирана в 1896-1907 гг. Награжден в 1902 г.

ж). Султан Ахмад-шах, правитель Ирана в 1909-1925 гг. (фото 14). Дата награждения не выяснена.

-13

2. Военный орден Святого Георгия, учрежден в 1769 г. Девиз ордена «За службу и храбрость» (фото 15 «а»; «б» и «в»). Имел четыре степени. Как государственная награда отменена в 1918 г. Выписка из ПСЗРИ гласит: «289. На звездах и крестах всех степеней, жалуемых не христианам, вместо изображения Св. Георгия и вместо вензелевого имени его изображается Императорский Российский орел».

Среди награжденных сим российским орденом для мусульман был и российский военный деятель азербайджанского происхождения, генерал-лейтенант, Гасан-бек Агаларов (фото 16).

Другие награды: Орден Святого Станислава 3-й степени (1840); Орден Святого Владимира 3-й степени (1860); Орден Святого Станислава 1-й степени (1863); Орден Святой Анны 1-й степени (1871); Орден Святого Владимира 2-й степени с мечами (1878).

 3. Орден Святого князя Владимира, учрежден в 1782 г. Девиз ордена «Польза, честь и слава» (фото 17 «а»; «б» и «в»). Имел четыре степени. Как государственная награда отменена в 1918 г. Выписка из ПСЗРИ гласит: «388. На звезде и крестах, жалуемых не христианам, изображение креста, литер С.Р.К.В, вензелевого имени Св. Владимир и времени учреждения ордена заменяются изображением Императорского Российского орла».
 3. Орден Святого князя Владимира, учрежден в 1782 г. Девиз ордена «Польза, честь и слава» (фото 17 «а»; «б» и «в»). Имел четыре степени. Как государственная награда отменена в 1918 г. Выписка из ПСЗРИ гласит: «388. На звезде и крестах, жалуемых не христианам, изображение креста, литер С.Р.К.В, вензелевого имени Св. Владимир и времени учреждения ордена заменяются изображением Императорского Российского орла».

18 кавалер ордена Чокан Валиханов. Награжден в 1860 г.

4. Орден Святого Александра, учрежден в 1725 г. Девиз ордена «За труды и Отечество» (фото 19 «а» и «б»). Имел одну степень. Как государственная награда отменена в 1918 г.
4. Орден Святого Александра, учрежден в 1725 г. Девиз ордена «За труды и Отечество» (фото 19 «а» и «б»). Имел одну степень. Как государственная награда отменена в 1918 г.
На фото 20 (фото Прокудина-Горского) вы видите Асфандиар-хана Хивинского. Рассмотрим знаки орденов на портрете хана и сравним их с данными из увесистого архивного документа под заглавием «Список генералов русской армии по старшинству. Петроград, 1914». В нем значится, что «Хан Хивинский Сеид-Асфендиар-Богадур-Хан, генерал-майор Свиты ЕИВ награжден: в 1896 г. орденом Св. Станислава 1-й степени, в 1900 г. орденом Св. Анны 1-й степени с бриллиантами и в 1911 г. орденом Белого Орла». Необходимо заметить, что все ордена хана были выполнены в варианте «для нехристиан», это хорошо видно на увеличенном фрагменте фотографии.
На фото 20 (фото Прокудина-Горского) вы видите Асфандиар-хана Хивинского. Рассмотрим знаки орденов на портрете хана и сравним их с данными из увесистого архивного документа под заглавием «Список генералов русской армии по старшинству. Петроград, 1914». В нем значится, что «Хан Хивинский Сеид-Асфендиар-Богадур-Хан, генерал-майор Свиты ЕИВ награжден: в 1896 г. орденом Св. Станислава 1-й степени, в 1900 г. орденом Св. Анны 1-й степени с бриллиантами и в 1911 г. орденом Белого Орла». Необходимо заметить, что все ордена хана были выполнены в варианте «для нехристиан», это хорошо видно на увеличенном фрагменте фотографии.
-19

5. Орден Святой Анны, учрежден в 1797 г. Девиз ордена «Любящим правду, благочестие и верность» (фото 21 «а» и «б»). Как государственная награда отменена в 1918 г. Выписка из ПСЗРИ: «449. На звезде и крестах всех степеней жалуемых не христианам, изображения Св. Анны и креста заменяются изображением Императорского Российского орла».

На фото 22 – кавалер этого ордена генерал Хажиахмет Исхакович Ишбулдин.

Другие награды: Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами; Орден Святой Анны 3-й степени; Орден Святого Станислава 2-й степени; Орден Святой Анны 2-й степени; Орден Святого Владимира 4-й степени.

-21

6.Орден Святого Станислава, учрежден в 1831 г. Девиз ордена «Награждая, поощряет» (фото 23 «а»; «б»). Как государственная награда отменена в 1918 г. Выписка из ПСЗРИ: «513. На звезде и крестах всех степеней, жалуемых не христианам, вместо вензелевого имени Св. Станислава изображается Императорский Российский орел».

На фото 24 – кавалер ордена Мухаметсалим Умитбаев. Был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени, 2 серебряными и бронзовой медалями.

Современные награды Российской Федерации.

-23

1. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (фото 25 «а» и «б»). Восстановлен в соответствии с указом Президента РФ от 1 июля 1998 г. № 757 «О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного».

-24

2.Орден Святого Георгия (фото 26 «а» и «б»). Восстановлен в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 20 марта 1992 г. № 2557.

-25

   3. Орден «За заслуги перед Отечеством» с девизом исторического ордена Св. Владимира (фото 27). Восстановлен в соответствии с указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации».

-26

4.Орден Святой Великомученицы Екатерины (фото 28 «а» и «б»). Восстановлен в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 573 «Об учреждении ордена Святой великомученицы Екатерины и знака отличия „За благодеяние“».

Это новые ордена РФ, имеющие аналогии в вышерассмотренных исторических наградах нашего государства.

Теперь о несуществующих аналогах орденов.

Награды РФ, не имеющие исторических аналогов.

-27

1. Орден «Родительская слава»государственная награда РФ (фото 29).Учрежден Указом Президента РФ от 13 мая2008 г. № 775. Орден вручается гражданам РФ за большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей.

Учитывая старую добрую традицию наградной системы Российской империи награждать своих нехристианских верноподданных орденами за заслуги перед Отечеством и следуя этой логики, нынешнее Российское правительство столкнулось с нерешенным вопросом о награде многодетных семей. Даже в советском государстве существовала награда за многодетность, это был орден Материнской славы. В силу сложившейся еще во времена Российской империи традиции давать аналогичные награды нехристианским подданным без изображения креста – сегодняшний орден Родительской славы требует своего аналога, подобного аналогу ордена Андрея Первозванного и многих других исторических наград.

Награждение за заслуги перед Отечеством всегда являлось священной обязанностью нашего правительства перед Богом и своими верноподданными гражданами.

Иршат ЗИАНБЕРДИН, Алексей КРИВОШЕЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!