Интернет, статистика, тесты - нет, мы так не учились. В наши 90-е годы школе дай бог удавалось учебники выдать и классы партами укомплектовать. Основной вид деятельности был или управление массами, или индивидуальное творчество. Нет, пионеров я не застала, пионеры "прошли мимо меня маршем", их как раз отменили, но дух советской сплоченности и коллективизма присутствовал в воспитании нашего поколения в школе. Мы коллективом ходили в походы, коллективом готовили стен-газеты, спектакли, сценки - сочиняли сами, или учителя приносили нам вырезки из старых газет и журналов. А дух мушкетёров и гардемарин? "Один за все и все за одного!" И для меня такое отношение к жизни понятно и естественно. И меня удивляет то, что нынешнему поколению детей мы же сами уже привили другие ценности. Как и когда это произошло? Кто инициатор?
Я вижу, что дети подражают тому отношению и тому поведению, которое мы, взрослые, им демонстрируем. Я вижу, что новое поколение детей технически укомплектовано лучше. Что тесты, статистика и интернет для них уже образ жизни, что дух конкуренции вытеснил дух коллективизма. И иногда начинаю задумываться: какую личность мы выпускаем из школы? Сможет ли эта личность адаптироваться в дальнейшей жизни? С чем столкнется? И какими навыками будет решать поставленные задачи? В наше время активно развивается психология и психологические центры, и если возникнут сложности в вашем восприятии мира, возможно, психологи придут вам на помощь. Да, это дорого стоит (финансово и морально) - работа над исправлением ошибок воспитания. Так может стоит скорректировать своё поведение с детьми здесь и сейчас "на берегу" и не усугублять ситуацию в их дальнейшей жизни?
Около семи лет я работаю учителем в различных образовательных организациях. Я - преподаватель математики и иностранного языка. Как такое сочетание получилось - долгая история, но в педагогике я с детства. Мне нравится моя работа эмоциональностью, разнообразием видов деятельности, неожиданными ситуациями, которые требуют решений, которые заставляют задуматься и философствовать. Одна из таких ситуаций и вдохновила меня написать этот пост.
Однажды пришлось заменять в 5 классе средней школы иностранный язык. Преподаватель, работающий в параллельной группе уволился, а нового - еще не оформили. Начало второй четверти. Первый день. Обычно классы на иностранном языке делятся. А в этот день нужно было вести полные классы. По сути, я вела ту же тему, что и планировала, просто с большим количеством человек. Предмет мой - английский язык - идеален в преподавании в группе 10 человек, не более. А тут, открывается дверь, заходит ко мне весь класс в количестве 30-ть с лишним человек. Что делать с классом, когда уровень знания языка у детей абсолютно разный и мне неизвестный? Если предыдущий преподаватель группы "гнал программу" и его группа оказалась впереди моей группы? Есть вариант: сеять кашу в голове у ребят из моей группы и работать с "сильными" по их программе. Тогда мои становятся тут же "двоечниками" и соответственно устроят балаган: они не будут понимать, о чем речь. Если работать только со своей группой в медленном темпе, группа "отличников" также будет устраивать балаган: "Да мы это знаем" , "Да и так всё понятно!", "Да это не интересно!".
За те секунды, когда звенит звонок и класс наполняется детьми, мысли проносятся в моей голове, что делать в такой ситуации с ними? Одно радует - учебники у всех практически есть. Технически класс никакой аппаратурой не оснащен, кроме магнитофона и дисков к УМК, свой маленький ноутбук я приношу с собой из дома. Ни колонок, ни интернета, ни принтера, чтобы как-то распечатать задания сильным - этого ничего нет.
Как учили меня мои любимые и великолепные педагоги по методике преподавания иностранного языка в МГОУ, единственный вариант, который более менее подходит под ситуацию - групповая работа. Разделяй и властвуй! Проводим разминку, приглядываюсь к детям, по лицам могу только догадываться: у кого какие знания. Поэтому делю по группам по принципу: как сели. Задание даю командное: прочитать небольшой текст из учебника в команде и подготовить перевод. Спрошу любого одного из команды, и на какую отметку он ответит, такую и поставлю в журнал всей команде. Естественно, "то-о-о-онко" намекаю, что спрошу я вовсе не отличника: работа в команде есть работа в команде.
И эта работа закипела, дети с таким энтузиазмом стали совместно в своих группах текст разбирать: переводить, спорить, прочитывать, спрашивать друг друга, как слова читаются - всё это происходило во всех группах, кроме одной. За этой группой я периодически "подглядывала" все 20-25 минут, пока шла подготовка к "сдаче" текста.
Что же происходило в этой группе? А ничего...Все 20 минут ничего не происходило.... Каждый из участников - это было 4 девочки лет 11-12 - уткнулся в свой учебник и бубнил сам себе под носик текст. Я ходила по классу, "то-о-о-онко" намекала :"Девочки, работа групповая, девочки, спрошу одну, спрошу ту, которая послабее - специально". Безрезультатно. Их носики только глубже погружались в книгу, и ученицы усерднее бубнили себе под нос текст.
Когда пришло время читать текст, в нескольких группах всё прошло как обычно: отчитали, получили дополнительные задания, хорошие отметки, порадовались. Было видно, что работа проделана в эти 25 минут хорошая, в некоторых группах даже отличная. Подхожу к группе "тихих" девочек и думаю, кого спросить? Среди этих участниц была девочка - приехавшая из другой страны, плохо говорившая по-русски. По опыту знаю, таким детям приходится совершать чуть ли не тройной перевод, у них в этот момент в голове может звучать три языка: свой родной, русский и еще английский. И естественно, произношение звуков у таких детей ставится дольше и с ними надо работать тщательнее, отчитывая, произнося и повторяя каждое слово. Вот эту девочку я и спрашиваю. Интересно узнать, как групповая работа отразилась на качестве её чтения... И знаете как? А никак... Потому что не было никакой групповой работы. Она прочитала текст честно - так, как могла, и перевод сделала только тех слов, которые знала. По стандартам оценивания ученических ответов за такое чтение нужно было поставить 2. Ставлю ей 3 за старание и всей команде соответственно тройки за групповую работу. И тут началось ТАКОЕ! Слезы градом, сопли ручьём и обвинения участниц команды в адрес этой девочки! Оказалось, что в команде ВСЕ ТРИ девочки, кроме приезжей, являются отличницами! Причем круглыми отличницами! В адрес ребенка сыпалось : "это всё из-за тебя", "мы её убьём", "объясните, почему нам 3 из-за неё?"
Мне интересно, а чем именно, слушали задание эти девочки и на что они надеялись, если перед ними стояла коллективная задача? Почему они не выполнили задание? Может они вообще не знают, что такое коллективная задача и коллективная работа? Может они надеялись, что я всему классу буду ставить по правилам, а с ними я правила нарушу? Интересный опыт. И мне, как человеку постоянно изучающему психологию, эта история может много рассказать: и о воспитании ребенка, и о способности ребенка работать в команде, и о психосоматических проявлениях в его организме, и даже о том, в каком направлении надо скорректировать работу педагога при работе с ними. Но эти девочки уже не в моей группе, больше работы с ними моей не будет, но урок я извлекла свой, а они - свой.
Однако, месяц спустя, история имела продолжение: на родительском собрании мама одной из отличниц, как мне рассказали позже, очень возмущалась тем, что её дочь, которая учит язык с носителем языка, получила три от "не пойми кого и не пойми за что". Мои коллеги около часа отвечали на реплики и обвинения со стороны родителей. Говорили: "Мы всё понимаем, педагог она (то есть я) сильный, хороший", "Мы всё понимаем, мы поговорим, разрешим ситуацию". Родительница, естественно, еще больше горячилась: "Я дойду до директора!", "Я напишу в Министерство Образования!" Причем, говорили - двое, а остальные родители это просто слушали. У остальных, я так понимаю, претензий не было.
Уважаемые родители! Всё решаемо. Да, я - "не пойми кто." Я плохой учитель, ужасный педагог, я несправедливо ставлю отметки, не знаю языка и дипломы "купила в переходе", да, я такая. Не приводите ко мне своих детей, пожалуйста, не приводите. Мне и так хорошо. Я найду, чем по жизни заняться. Как сказал наш бывший премьер - уйду в бизнес.
Единственное, что мне нравится - это совместный вид деятельности с детьми, когда они играют, радуются и побеждают. Кто не приемлет моих методов - тот имеет полное право это делать. Переведем детей в другие группы, или я переведусь в другие организации - в этом вообще проблем нет. И нет проблем в отметках. Я поставлю отличницам 5. И пусть девочки знают, что отличные отметки можно получать не только на уроке, честным трудом, но еще и другим способом: когда родитель выражает недовольство. А еще можно преподавателю ныть в уши и требовать пятерку, при этом особо не блистать знаниями, да, и такое тоже бывает.
Да преподаватели иногда ставят отметки отличницам - за нытьё. Не все. Но и так тоже бывает. Нет, не всё так плохо. Есть достойные отличницы и отличники, которые впитывают знания, как губки, радуются успехам, анализируют неудачи и самосовершенствуются. Кто есть ваш ребенок? Думайте сами. Это ваша жизнь и ваши дети. Чем смогу - помогу, а не смогла помочь - постараюсь хотя бы не мешать.
Меня иногда волнует только одно, вернее просто - интересует - какую личность мы выпустим из школы? Сможет ли эта личность адаптироваться в дальнейшей жизни? С чем столкнется? И какими навыками будет решать поставленные задачи? В крайнем случае, психология и психологические центры вам в помощь. Я видела, с какими проблемами люди идут к психологам и чего им стоит (финансово и морально) эти проблемы решать. И хорошо, что идут... Наверное, всему своё время и дай нам Бог осознанности.
А своим коллегам педагогам хочу сказать, что есть такое понятие, как корпоративная этика, и обсуждать действия другого педагога в его отсутствие не совсем хорошо. Об этом можно сообщить родителям. Все вопросы и недовольства лучше решать напрямую, или через классного руководителя, либо приглашая педагога на собрание. На родительском собрании игра "ваш учитель-плохой, мой ребенок - хороший", мне кажется, не всем родителям особо интересна. На родительских собраниях лучше время тратить на решение дел по-важнее.
P.S. Когда страсти и эмоции у педагогов улеглись после бурно-эмоционального собрания, родилась простая фраза, которая и определила берега нашей работы. На эмоциях, с первого разу, такого не получалось. Когда ко мне подошел классный руководитель того класса, и спросил: что же делать с групповой работой? Проводить её теперь или нет? Я ответила: "У меня есть диплом института МГОУ по методике преподавания иностранного языка. В дипломе написано, что я слушала лекции на тему методики преподавания языка и изучила современный Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Во ФГОС прописан вид деятельности с обучаемыми - групповая работа, как способ развития коммуникативной компетенции. Я обязана применять этот метод в своей практике. Если родителей эти методы не устраивают, они имеют полное право заявить об этом в письменной форме либо в образовательную организацию, либо непосредственно в Министерство образования. Но будет ли Министерство образования переписывать Стандарт и удалять групповую работу, как способ взаимодействия с обучаемыми, гарантировать этого, мы, учителя, не можем."
P.P.S. Сейчас, когда бушует коронавирус, нет никакой групповой работы. И я очень скучаю по этой методике. Я в ностальгии. Был у меня ещё случай связанный с работой в группе. Но об этом уже в следующий раз.