Мы живем в эпоху угасания деревень. Почему исчезают деревни? Кто в этом виноват? Давайте пока оставим эти важные вопросы для раздумий. Сегодня хочу написать о реструктуризации школ.
Что такое реструктуризация школ знаю не понаслышке. Работала в пяти сельских школах, имею педагогический стаж 36 лет, меняла место жительства 6 раз.
После института распределили не в свою деревню. Уехала туда. Работала по своей специальности- учила старшие классы математике. Жила в интернате, вдвоем с коллегой.
Там я не проработала и года. Нет, не сократили и не уволили. Вышла замуж и переехала по месту жительства мужа в посёлок Усть-Коса. Подвернулась работа в соседнем поселке Новая Светлица. Дали учительскую квартиру. Жила там, работала воспитателем в интернате.
На следующий год родился сыночек. Стала жить с мужем в Усть-Косе. После декретного отпуска ездила каждый день на работу в Светличанскую среднюю школу. Заботы во время моего отсутствия о маленьком сынишке брала на себя свекровь. Мы жили вместе. Она уносила его в ясли, а свекор забирал. Муж зимой работал водителем на лесовозе, а в остальные времена года капитаном-механиком на судне. Зимой готовили лес на площадках, а весной сплавляли его по реке.
И вот в поселке Усть-Коса, где я жила с мужем и ребенком, освободилось место учителя начальных классов. Перешла работать туда.
Очень не хотелось менять квалификацию. Знаний в голове много, да всë по одному предмету- математике. А как преподавать музыку, изо, физкультуру- этому меня не учил никто.
Решила родить второго ребенка и за год в декретном отпуске изучить методики по начальным классам.
Так и сделала. Родилась дочка - моя радость. Когда ей исполнился годик, сдала её в ясли, а сама вышла на работу. Дочка в яслях, сынок в садике, мы с мужем на работе. Жизнь била ключом.
Прошли годы. Здание школы обветшало, учеников поубавилось. Начальство решило провести реструктуризацию и перевести учеников начальной школы в здание детского сада-ясли.
Ясли к тому времени закрылись и половина здания пустовала.
Во время отпуска переносили школьную мебель, белили, красили, мыли.
Теперь учреждение называлось не ясли-сад, а начальная школа - детский сад.
Проработала в школе-саду четыре года. Вскоре и детский сад начальство решило закрыть, т. к. детей было мало, а штат сотрудников большой.
И снова реструктуризация. Мы, школа, перешли в комнаты, которые занимал сад, там было теплее и уютнее. Проще говоря, перешли из одного крыла здания в другое. А наши бывшие классные комнаты просто перегородили, чтобы не отапливать. Воспитателей сократили, они остались без работы.
Сменилась вывеска: Усть-Косинская начальная школа. Шло время. Осталось в школе 14 учеников всего. Мою коллегу сократили, благо она уже была на пенсии. Я одна вела три класса на полторы ставки.
Муж постоянно на работе. Дети свои под присмотром свекрови. В воскресенье бы отдохнуть,провести время с детьми, а нет. Муж колет дрова, возит сено, убирает снег, чистит в конюшне.
Я стираю, мою полы, проверяю тетради, пишу планы.
Летом во время большого учительского отпуска настоящий крутой отдых- сенокос. Держали большое домашнее хозяйство: две коровы, телят, поросят, овец.
Как все успевали, уму непостижимо.
И вот в школе осталось 8 учеников и штат 9 человек. Начальство пугает закрытием.
Детей начальной школы предлагают возить в ближайшую Светличанскую школу за 8 км от дома. Мои дети тогда учились в старших классах и ездили туда на учебу каждый день.
И снова реструктуризация!!!
Решили все-таки детей малышек оставить учиться дома. Под начальную школу выделили половину здания сплавконторы. К сожалению, фото этого учреждения у меня нет. Опять школьную мебель носили из одного здания в другое, мыли, белили, красили. Вывеску не сменили, а просто перевесили. Оставили нас троих: меня, заведующую, и повара-истопника-сторожа-техничку в одном лице. Продержалась я в этом здании, работая учителем начальных классов, два года.
А дальше событие случилось совсем офигенное.
Сплавконтору в Усть-Косе закрыли, мужа сократили. Людей оставили без работы и средств к существованию.
Как жить? Как учить детей? Мне 41 год, мужу тоже. До пенсии еще далеко…
Я проработала в поселке Усть- Коса в начальной школе 17 лет, из них три раза пережила реструктуризацию. В голове отпечатались слова: "Вас, возможно, сократят", Вас, может, закроют".
А вот как моя семья будет выживать - это, вообще, никого не волновало!
А что мы?
Мы были молоды и любили жизнь, какой бы она не была. И вдохновение для работы было.
После моя семья переехала в другой посёлок - Солым. Там предложили работу математика в основной школе.
События, описанные в статье относятся к периоду с 1983-го по 2003 год.
О том, как я работала учителем математики ещё в двух школах, расскажу в следующей истории.
Автор: Любовь
Почитать другие статьи и подписаться на канал можно здесь.