Найти тему

Была ли в России охота на ведьм?

Вопрос об охоте на ведьм и мерах наказания за колдовство в России до сих пор остаётся открытым. Кто-то полагает, что Русская Православная Церковь проявляла не меньшее рвение в этом деле, чем Римо-Католическая[1]. Другие признают только единичные случаи ведовских процессов в практике русских церковных судов[2]. Третьи считают, что массовое преследование преступлений против «веры и нравственности» имело место в России, однако наказание за данный вид преступлений было более мягким, нежели в Западной Европе[3].

Чародеянье и волшебство в дохристианской Руси не были однородны. Чародеями, ведунами (от слов «чары», «очаровывать», «ведать») называли лиц, обладавших знанием чудесных сил природы и умением ими пользоваться. В этом смысле к чародеям относились травники-зелейщики или «потворники» - изготовители магических амулетов и оберегов. К волшебникам причисляли волхвов – посредников между людьми и богами, умеющими наводить гнев или милость высших сил на людей[4].

-2

С приходом на Русь христианства колдовство признаётся религиозным преступлением и начинает преследоваться. Первое упоминание об этом содержится в «Уставе святого князя Владимира о церковных судах», в котором ведовство, зелейничество, «потвори», чародеяние и волхование относятся к числу преступных деяний, входящих в юрисдикцию церковных судов. В Уставе отсутствует упоминание о мерах наказания за данные проступки. Косвенно о них можно судить по «Каноническим ответам» Киевского митрополита Иоанна II (1078 – 1089), который призывает «яро казнити» волхвов и чародеев, если меры по их увещеванию не принесли результата[5].

Исследователи полагают, что основными санкциями со стороны Церкви в отношении колдовства в XI – XIII веках были «запрещение» (на вход в храм, приобщение к Таинствам) и «отлучение»[6]. Однако данное предположение неверно по части волхвов, составлявших оппозицию новой вере. Их наказывали строго. Так, в 1024 г. были казнены служители языческого культа в Суздале, а в 1071 г. – в Новгороде. В 1091 г. «некий волхв объявился в Ростове и вскоре был казнён»[7]. В 1227 г. на архиерейском дворе г. Новгорода были казнены 4 языческих жреца, которых обвинили в случившихся неурожае и эпидемии[8].

Источник: https://runivers.ru/doc/rusland/letopisi/?SECTION_ID=19639&ELEMENT_ID=587050
Источник: https://runivers.ru/doc/rusland/letopisi/?SECTION_ID=19639&ELEMENT_ID=587050

И всё же вплоть до XIV века язычество и связанное с ним волхование продолжало достаточно свободно существовать, ведь народ «ясно помнил свою прежнюю догматику и обрядность»[9]. С XIV века произошло ужесточение наказания за колдовство и другие религиозные преступления. Некоторые историки связывают его с влиянием татаро-монгольских обычаев. Например, в 1444 г. по приказу можайского князя Ивана Андреевича были сожжены на костре за колдовство боярин Андрей Дмитриевич и его жена. Подобные жестокости, а также наказание кнутом, по мнению Карамзина, перешли на Русь от монголов[10].

Стоглавый собор (1551 г.) изобличал ереси и волшбу, как «отвлекающих от Бога». Но особое место в постановлениях собора заняли народные «бесовские утехи» на русальной неделе, во время которой «бывает отрокам осквернение и девкам растление», а также обряды поминовения усопших с песнями и плясками скоморохов[11].

Источник: https://kostromka.ru/history/lukomskiy/2.php?preview=true&preview_id=2716&preview_nonce=df446b8b70
Источник: https://kostromka.ru/history/lukomskiy/2.php?preview=true&preview_id=2716&preview_nonce=df446b8b70

Начавшиеся после собора процессы против ведовства позволили Ивану Грозному обвинить своих сподвижников Сильвестра и воеводу Адашева «в порче» царицы Анастасии Романовны[12]. О мерах наказания за применение магии в это время можно судить по народному фольклору: так, в сказке «Арысь-поле» злая колдунья вместе со своей дочерью была предана огню. А в сказке «Серая уточка» ведьму привязали к лошадиному хвосту и «размыкали по полю»[13].

В 1606 г. в Перми было заведено два дела о «порче людей» посредством икоты[14]. В 1647 г. за чародейство в монастырь был заточён крестьянин Мишка Иванов[15]. Около 1670 г. посадские люди города Шуи «били челом царю Алексею Михайловичу», обвиняя в «насылании порчи» на своих жён и детей уездными людьми[16]. Исследователи отмечают, что в этот период за колдовство мужчин сжигали живыми, а женщинам отсекали голову[17].

В XVIII веке колдовство на законодательном уровне было признано религиозным преступлением. Согласно Воинскому Артикулу (1716 г.) идолопоклонники, чернокнижники, «заговорители ружей, суеверные и богохулительные чародеи» подлежали телесному наказанию и сожжению[18]. Интересно, что данный документ различал волшебство по степени тяжести. Например, «если чародей ремеслом своим никакого вреда никому не причинил» и с дьяволом никакого обязательства не имел, то его следует наказывать не так строго, «и притом церковным публичным покаянием»[19].

-5

В царствование Анны Иоанновны указом от 1731 г. предписывалось привлекать к ответственности как самих чародеев, так и их клиентов. При этом смертная казнь через сожжение грозила и самим волшебникам, и их посетителям. На местах данный указ был воспринят как сигнал к действию, поэтому количество дел о колдовстве резко возросло[20].

Вообще же в XVIII веке волшебство и церковными, и светскими властями начинает рассматриваться как один из видов народного суеверия, поэтому к ответственности привлекаются не только маги и гадатели, но также религиозные «ханжи». В данном случае под ханжеством понималась корыстная эксплуатация суеверного народа с целью получения прибыли. Так, в 30-е гг. XVIII века некоего лжестарца Филиппа Иванова, бродившего от села к селу в железных веригах и с железным посохом, приговорили к «вечной ссылке в Сибирские горные заводы»[21]. 29 декабря 1721 г. дьячок Троицкой церкви г. Новгорода Василий Ефимов был сожжён за провозглашение ложных чудес[22].

В указе Елизаветы Петровны от 1754 г. за колдовство, как особый вид «самовымышления, ведущего к поколебанию и сумнительству народа» предписывалось наказание плетьми или кнутом. В крайнем случае, если мнимая волшба вела к причинению вреда, следовала казнь через отсечение головы[23].

Окончательная декриминализация колдовства произошла в царствование Екатерины II: указом от 1770 г. все дела о суевериях и волшебстве были переложены на «суды совести»[24]. В 1975 г. «совестный суд» рассмотрел последнее в России дело о колдовстве[25], однако вера в сверхъестественные силы продолжала существовать в разных слоях русского общества. В высших кругах это нашло отражение в феномене Г. Распутина. Низшие слои (особенно консервативное крестьянство) время от времени устраивало самочинные расправы на почве суеверий. Например, в 1879 г. крестьяне Новгородской губернии сожгли слывущую колдуньей солдатку Е. Игнатьеву за «порчу» нескольких женщин своего села[26].

В целом, говорить о массовых гонениях на колдовство со стороны Церкви в России, как это было в Европе, не приходится. Нередко дела такого характера разбирались не только церковными, но и светскими властями, ведь на протяжении веков РПЦ так или иначе находилась в подчинении у русских правителей. Да и высшая мера наказания за данный вид религиозного преступления применялась не всегда, и зачастую её заменяли на более мягкие формы взыскания.

[1] См., например, Грекулов, Е.Ф. Православная инквизиция в России. - https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/157705/fulltext.htm

[2] Барсов, Н.И. Существовала ли в России инквизиция? – СПб., 1892. – 20 с.

[3] См., например, Попов, А.В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. - http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16179-popov-a-v-sud-i-nakazaniya-za-prestupleniya-protiv-very-i-nravstvennosti-po-russkomu-pravu-kazan-1904#mode/inspect/page/7/zoom/5

[4] Попов, А.В. Суд и наказания за преступления… - С. 126

[5] Там же. – С. 129

[6] Попов, А.В. Суд и наказания за преступления… - С. 129; Лукьянов, С.А. Колдовство как вид религиозного преступления в древнерусском законодательстве. - https://cyberleninka.ru/article/n/koldovstvo-kak-vid-religioznogo-prestupleniya-v-drevnerusskom-zakonodatelstve/viewer

[7] Попов, А.В. Суд и наказания за преступления… - С.130

[8] Грекулов, Е.Ф. Православная инквизиция в России. - https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/157705/fulltext.htm

[9] Попов, А.В. Суд и наказания за преступления… - С.160

[10] Карамзин, Н.И. История государства Российского, Т. 5. - https://www.prlib.ru/item/416771, С. 345 - 346

[11] Попов, А.В. Суд и наказания за преступления… - С.161

[12] Там же. – С. 131

[13] Грекулов, Е.Ф. Православная инквизиция в России. - https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/157705/fulltext.htm

[14] Попов, А.В. Суд и наказания за преступления… - С. 131

[15] Там же. – С. 132

[16] Там же. – С. 132

[17] Там же. – С. 132

[18] Там же. – С. 370

[19] Там же. – С. 371

[20] Лукьянов, С.А. Колдовство как вид религиозного преступления в древнерусском законодательстве. - https://cyberleninka.ru/article/n/koldovstvo-kak-vid-religioznogo-prestupleniya-v-drevnerusskom-zakonodatelstve/viewer

[21] Попов, А.В. Суд и наказания за преступления… - С. 376

[22] Там же. – С. 377

[23] Там же. – С. 380

[24] Там же. – С. 381

[25] Лукьянов, С.А. Колдовство как вид религиозного преступления в древнерусском законодательстве. - https://cyberleninka.ru/article/n/koldovstvo-kak-vid-religioznogo-prestupleniya-v-drevnerusskom-zakonodatelstve/viewer

[26] Безгин, В.Б. «На миру» и в семье: русская крестьянка конца XIX – начала XX вв. - https://docplayer.ru/26681685-V-b-bezgin-na-miru-i-v-seme-russkaya-krestyanka-konca-xix-nachala-xx-veka.html, С. 90