На первом курсе филфака самым страшным предметом для нас была орфография. Преподаватель предлагал диктанты и на очень узкие темы (Н и НН в различных частях речи, О/Ё после шипящих и т.д.), и "солянку сборную", а критерии проверки были очень строгими: одна ошибка (причём неважно - орфографическая или пунктуационная) - это уже четвёрка, вторая - тройка, третья - двойка. В сентябре на тройки диктант героически написали две девочки со всего курса, у остальных - двойки и единицы. Сначала был шок: как это у меня, умницы и красавицы, за диктант не пятёрка? Ну, бывает. Зато теперь, когда вижу слова "вперемеШку" и "вперемеЖку", всегда вспоминаю свой первый диктант и первую двойку. Потом как-то насобачились писать. У всех это "как-то" по-разному происходило. У меня так: вечером папа брал с книжной полки "Войну и мир", открывал наугад страницу и начинал диктовать. Благодаря ежевечерним домашним тренировкам и университетскому преподавателю, конечно же, последние декабрьские диктанты были уже без ошибок. Некоторые работы у меня сохранились. Вот такие милые двойные листочки, вырванные из тетради:
Справедливости ради, стоит сказать: этот диктант был несложным. Более интересные с орфографической и пунктуационной токи зрения тексты перевела в электронный формат и сделала из них "тексты с дырками". Теперь использую в работе с учениками для закрепления определённой темы. Могу поделиться. Вот мой бывший диктант "Преображённая степь". Он, кстати, не на одну орфограмму: тут и спряжение глаголов, и приставки ПРЕ/ПРИ, и дифференциация частиц НЕ/НИ, и слитное/раздельное написание различных частей речи, и интересная пунктуация.
Пр…ображ……ая степь.
Прош…л холодный ветре…ый апрель и наполняя воздух ар…матом цветов наступил солнечный май хотя ещё (по)прежнему было иногда прохладно. Степь только что пр…оделась в нарядную зелень зап…стрела цветами и зазв…нела птичьими голосами. Куда н… взглян…шь стел…тся ковёр из зелени и цветов красочный и яркий и как н… старайся только в тех местах где проход…т железная дорога у насыпи увид…шь (жёлто)коричневую полосу. Но и на ней (мало)(по)малу по…вляются изумрудные пятна упорно пробивающихся к солнцу трав. Там где пролегла (электро)магистраль вид степи сделался (не)обычным. Через всю (пятидесяти)километровую степь шли (столбы)в…ликаны и т…нулись провода. По дороге мощ……ой гравием мчатся грузовики (до)верху груж……ые кулями вероятно с зерном. (В)течени… десятилетий (какая)нибудь балка славилась лиш… густотой трав да (чере…)чур заросшей к…мыш…м реч…нкой. Но теперь эту балку нельзя было узнать. Кто бы тут н… проезжал всякий задерж…тся посмотрит вокруг. В низин… под кручей бл…стела ц…нковая крыша кирпичного здания хорошо всем знакомого. Это была (гидро)станция краса и гордость ст...ничников. Выстроить её было (не)легко. (Не)оформле…ые и (не)ясные мечты о ней давно в…лн…вали ст…ничников. Но всё думалось что построить её (не)удаст....ся. И вот теперь когда мечты о ней пр…тв…рились в жизнь когда все ра…ч…ты оправдались каждый (не)вольно уд…вля…тся своему (не)верию. Нет (не)может (не)удат…ся то что взлелея…о народной мечтой что вывере…о самой жизнью.
В августе прошлого года на канале были опубликованы статьи:
Разговор с подростком о любви. Книги в помощь
В отпуск с книгой. Какую бы выбрать?
ОГЭ по русскому языку: как будет выглядеть задание по орфографии?