Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Как медалисты диктанты на двойки писали (из личных воспоминаний)

На первом курсе филфака самым страшным предметом для нас была орфография. Преподаватель предлагал диктанты и на очень узкие темы (Н и НН в различных частях речи, О/Ё после шипящих и т.д.), и "солянку сборную", а критерии проверки были очень строгими: одна ошибка (причём неважно - орфографическая или пунктуационная) - это уже четвёрка, вторая - тройка, третья - двойка. В сентябре на тройки диктант героически написали две девочки со всего курса, у остальных - двойки и единицы. Сначала был шок: как это у меня, умницы и красавицы, за диктант не пятёрка? Ну, бывает. Зато теперь, когда вижу слова "вперемеШку" и "вперемеЖку", всегда вспоминаю свой первый диктант и первую двойку. Потом как-то насобачились писать. У всех это "как-то" по-разному происходило. У меня так: вечером папа брал с книжной полки "Войну и мир", открывал наугад страницу и начинал диктовать. Благодаря ежевечерним домашним тренировкам и университетскому преподавателю, конечно же, последние декабрьские диктанты были уже без ошибок. Некоторые работы у меня сохранились. Вот такие милые двойные листочки, вырванные из тетради:

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Справедливости ради, стоит сказать: этот диктант был несложным. Более интересные с орфографической и пунктуационной токи зрения тексты перевела в электронный формат и сделала из них "тексты с дырками". Теперь использую в работе с учениками для закрепления определённой темы. Могу поделиться. Вот мой бывший диктант "Преображённая степь". Он, кстати, не на одну орфограмму: тут и спряжение глаголов, и приставки ПРЕ/ПРИ, и дифференциация частиц НЕ/НИ, и слитное/раздельное написание различных частей речи, и интересная пунктуация.

Пр…ображ……ая степь.
Прош…л холодный ветре…ый апрель и наполняя воздух ар…матом цветов наступил солнечный май хотя ещё (по)прежнему было иногда прохладно. Степь только что пр…оделась в нарядную зелень зап…стрела цветами и зазв…нела птичьими голосами. Куда н… взглян…шь стел…тся ковёр из зелени и цветов красочный и яркий и как н… старайся только в тех местах где проход…т железная дорога у насыпи увид…шь (жёлто)коричневую полосу. Но и на ней (мало)(по)малу по…вляются изумрудные пятна упорно пробивающихся к солнцу трав. Там где пролегла (электро)магистраль вид степи сделался (не)обычным. Через всю (пятидесяти)километровую степь шли (столбы)в…ликаны и т…нулись провода. По дороге мощ……ой гравием мчатся грузовики (до)верху груж……ые кулями вероятно с зерном. (В)течени… десятилетий (какая)нибудь балка славилась лиш… густотой трав да (чере…)чур заросшей к…мыш…м реч…нкой. Но теперь эту балку нельзя было узнать. Кто бы тут н… проезжал всякий задерж…тся посмотрит вокруг. В низин… под кручей бл…стела ц…нковая крыша кирпичного здания хорошо всем знакомого. Это была (гидро)станция краса и гордость ст...ничников. Выстроить её было (не)легко. (Не)оформле…ые и (не)ясные мечты о ней давно в…лн…вали ст…ничников. Но всё думалось что построить её (не)удаст....ся. И вот теперь когда мечты о ней пр…тв…рились в жизнь когда все ра…ч…ты оправдались каждый (не)вольно уд…вля…тся своему (не)верию. Нет (не)может (не)удат…ся то что взлелея…о народной мечтой что вывере…о самой жизнью.
Хакасская степь. Фото из личного архива автора
Хакасская степь. Фото из личного архива автора

В августе прошлого года на канале были опубликованы статьи:

Разговор с подростком о любви. Книги в помощь

В отпуск с книгой. Какую бы выбрать?

Как менялась структура ЕГЭ по русскому языку с 2001 года? Экзамен усложняется или становится всё более простым?

ОГЭ по русскому языку: как будет выглядеть задание по орфографии?