Слышали ли вы об «эффекте горькой конфеты»? Это феномен, который открыл советский психолог А.Н.Леонтьев.
Экспериментатор давал ребёнку задание: не вставая со стула, достать удалённый предмет. И уходил. Ребёнок физически не мог достать предмет, после нескольких попыток вставал, брал предмет и садился обратно. Экспериментатор возвращался, хвалил и предлагал в награду конфету. Как вы думаете, что делали дети?
В большинстве своём, отказывались и плакали. Почему так происходило?
Дело в том, что у ребёнка личность формируется постепенно. Сначала «контроль» находится извне, потом формируется внутри. То есть, пока рядом был взрослый, ребёнок играл по его правилам, но оставшись один, не смог справиться с искушением и схитрил. Взрослый возвращался – ребёнок снова играл по правилам взрослого, и в нём просыпалась совесть. А дети более старшего возраста уже не хитрили бы и контролировали себя даже оставаясь одни.
Но интересно не только это! Сразу оговорюсь, что первоисточников не нашла, но недавно встретила статью, где говорилось, что были и другие типы детей, кроме тех, кто испытывал или не испытывал угрызения совести.
Одни плакали и отказывались от конфеты. Другие брали, не моргнув глазом. Ещё были те, кто сразу отказывался участвовать в заведомо проигрышном эксперименте, и даже те, кто креативно подходил к задаче и всё-таки доставал конфету сидя. И, по предположению той статьи, эти стратегии могли повторяться и во взрослой жизни детей. Одни, встречаясь со сложным выбором, впадали в роль жертвы, другие прогибали мир под себя, третьи хорошо анализировали и избегали невыгодных ситуаций, а четвёртые нестандартно выкручивались.
Есть о чём задуматься, правда?
А какая стратегия ближе вам? Поделитесь в комментариях!
Источник и автор - психолог Анна Зайцева: