Найти тему
annazaypsy

Эффект горькой конфеты

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Слышали ли вы об «эффекте горькой конфеты»? Это феномен, который открыл советский психолог А.Н.Леонтьев.

Экспериментатор давал ребёнку задание: не вставая со стула, достать удалённый предмет. И уходил. Ребёнок физически не мог достать предмет, после нескольких попыток вставал, брал предмет и садился обратно. Экспериментатор возвращался, хвалил и предлагал в награду конфету. Как вы думаете, что делали дети?

В большинстве своём, отказывались и плакали. Почему так происходило?

Дело в том, что у ребёнка личность формируется постепенно. Сначала «контроль» находится извне, потом формируется внутри. То есть, пока рядом был взрослый, ребёнок играл по его правилам, но оставшись один, не смог справиться с искушением и схитрил. Взрослый возвращался – ребёнок снова играл по правилам взрослого, и в нём просыпалась совесть. А дети более старшего возраста уже не хитрили бы и контролировали себя даже оставаясь одни.

Но интересно не только это! Сразу оговорюсь, что первоисточников не нашла, но недавно встретила статью, где говорилось, что были и другие типы детей, кроме тех, кто испытывал или не испытывал угрызения совести.

Одни плакали и отказывались от конфеты. Другие брали, не моргнув глазом. Ещё были те, кто сразу отказывался участвовать в заведомо проигрышном эксперименте, и даже те, кто креативно подходил к задаче и всё-таки доставал конфету сидя. И, по предположению той статьи, эти стратегии могли повторяться и во взрослой жизни детей. Одни, встречаясь со сложным выбором, впадали в роль жертвы, другие прогибали мир под себя, третьи хорошо анализировали и избегали невыгодных ситуаций, а четвёртые нестандартно выкручивались.

Есть о чём задуматься, правда?

А какая стратегия ближе вам? Поделитесь в комментариях!

Источник и автор - психолог Анна Зайцева:

https://vk.com/annazaypsy/

https://annazaypsy.ru