Найти в Дзене
Записки с тёмной стороны

Воспитание по-новому

Многие женщины моего поколения были воспитаны в весьма токсичной среде с применением довольно жёстких и даже жестоких методов, но при этом были весьма удобными дочерьми. Очень ответственными, без права на ошибку (ведь ошибки это показатель глупости) и усталость (ведь это не усталость, а лень), маленькими взрослыми. Боялись расстроить маму, не выпрашивали игрушки и мороженое, не рассказывали о своих проблемах, старались быть лучшими... Потому что ремень, потому что стояние в углу за порванные при падении штаны, нотации и обвинения в тупости за тройки и даже четвёрки, хватание за сердце при любом происшествии, манипуляции, кнуты и пряники... Не у всех, конечно.

Девочки выросли, девочки стали разбираться в себе, тратятся на психотерапию, читают Петрановскую и Зицера, контейненрируют, принимают, не бьют, не орут, уговаривают себя, что порванные штаны имеют меньшую ценность, чем психика ребёнка, разрешают искать себя, меняя секции и кружки, не критикуют выбор друзей, верят что, проблемы с ребёнком не про то, что он плохой, а про родительские промахи... В общем, ведут себя не так, как когда-то с ними. Не все, конечно.

Вот только с детьми тяжело. Сложно. Неудобно. Ты ему двадцать раз проговариваешь, что нестись на велосипедную дорожку так же опасно, как на проезжую часть, а он несётся. Раньше бы за такое прописали ремня и в угол, а теперь нельзя. Ты так не можешь. А потом на него чуть не налетает велосипедист. И ругает. Раньше бы ты вместе с ним в праведном гневе отчитывала, называя бестолочью, который так и добивается смерти родной матери от инфаркта, а велосипедист бы поддерживал и сочувствовал, что такой тупой ребёнок достался. А сейчас ты должна быть на стороне ребёнка. Ты, будто, оправдываешься, извиняешься за то, что вовремя не успела поймать за руку. Ты жалеешь ребёнка, утешаешь, ведь такой стресс, такой стресс.

И так раз за разом и день за днём. И непонятно, почему же так. Ведь если такое воспитание правильное, значит ребёнок должен становиться лучше, с ним должно быть легче, удобнее. А этого нет. Обман какой-то.

Но в том и дело, что дети, они на то и дети, чтобы не понимать, пока не насобирают шишек, чтобы не уметь, чтобы падать и рвать штаны, истерить в моменты усталости или болезни, получать порой двойки и не понимать этих глупых правил безопасного поведения. Сделать их удобными и заставить повзрослеть раньше времени, не травмировав или не сломав попутно, невозможно. Это взрослые не должны быть грузом, вечной ответственностью и необходимостью вкладывать, давать, тянуть. А дети, они на то и дети.

И всё это воспитание по-новому, оно не упрощает. Оно усложняет жизнь родителя. А упрощает оно жизнь детям. Им, возможно, не придётся годами разгребать с терапевтом последствия, как это приходится некоторым из нас. У них будет настоящее детство. Без насилия, без необходимости взрослеть раньше времени. Им не придётся в тридцать лет только начинать учиться слышать и любить себя. Им будет проще растить своих детей, ведь нужно будет всего-то повторить собственный опыт, исправив мелкие недочёты и учтя особенности своих детей. Им не нужно будет всякий раз ловить себя за руку, когда на автопилоте захочется шлёпнуть или наорать. Им будет легче. И проще. И нам с ними. Потом.