Найти тему
SpaceForYou

Нужна ли России собственная авиация?

Году в 2012 мне на глаза попалась заметка в одном из вообщем-то неплохом научно-популярном журнале. В формате интервью главный редактор последовательно доказывал, что собственное авиапроизводство России не нужно, что вещь это вообщем-то убыточная, а рынок сбыта уже давно занят такими гигантами как Boeing и Airbus.

Я до сих пор не знаю, почему слова главного редактора так запали мне в душу. Наверное, как человеку все детство отлетавшего на отечественных ТУ и ИЛах и впитавшего в себя их атмосферу, мне сложно было представить, что однажды я не смогу полететь в небо на отечественной крылатой машине.

С момента выпуска статьи прошло почти 10 лет и то, что произошло в российской авиации я рассматриваю как чудо- мы построили 200 ближнемагистральных SSJ и готовимся к производству среднемагистрального МС-21.

Вряд ли кто-то может назвать авиацию свехприбыльным бизнесом. Даже такого гиганта как Boeing правительство США периодически спасает от банкротства, а в 2020 компания попросила у государства солидный транш в размере $60 млрд и это при том, что государство бесперебойно снабжает компанию госзаказами, а конкуренты в лице McDonnell Douglas просто не выдержали конкуренции и были поглощены тем же Boeing.

Так куда же лезем мы со своими самолетами, если крупнейшая авиакорпорация мира терпит убытки?

-2

Для создания отечественных самолетов есть три причины.

В первую очередь, это вопрос безопасности. Все мы помним, как легким росчерком пера, США запретила продажу Ирану любых пассажирских самолетов. Иран страна небольшая, можно и на поезде, однако в России такие фокусы не пройдут. Остаются, конечно еще и производители из ЕС и Китая, но их машины также используют американские комплектующие и в случае наложения запрета, эти страны также будут его соблюдать.

Во-вторых, производство самолетов- это сохранение мощной научной и производственной школы. Это десятки тысяч людей, которые умеют думать. России важно сохранять этих людей. Для производства МС-21 в России заново воссоздали сложнейшее производство композитов, используемых для крыла.

В третьих, население планеты постоянно растет, а вместе с ним небывалый подъем переживает рынок авиаперевозок. Пандемия лишь приостановила его развитие, которое снова вернется в свое русло менее чем через год.

Не стоит забывать, что производство самолетов- это еще и работа над ошибками. Непопулярность SSJ у иностранных пользователей обусловлена низким качеством послепродажного обслуживания самолета. Пользователи могли ждать новых деталей месяцами и все это время самолеты попросту стояли принося лишь убытки.

Сложно сказать, будет ли проведена работа над ошибками в новом проекте МС-21.

Испытание отечественного ПД-14 в составе летающей лаборатории на базе Ил-76
Испытание отечественного ПД-14 в составе летающей лаборатории на базе Ил-76

Главным недостатком SSJ стали его двигатели. Они не оправдывали своего ресурса, производитель в лице французской компании PowerJet не успевал производить нужное количество SaM146.

МС-21 делает ставку как на распространенные двигатели Pratt&Whitney и на отечественные движки последнего поколения ПД-14. Учитывая их взаимозаменяемость, проблем с силовой установкой быть не должно.

Как бы то ни было, в непростой ситуации в нашем авиапроме, мы смогли его сохранить. Нужна ли нам эта отрасль? Безусловно. Именно авиация определяет технический уровень страны.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉