Найти тему
Занудный балет

Была ли Волочкова прима-балериной Большого театра? Мифы балета

Был тут недавно у дзена челлендж, одной из тем которого была тема различных мифов. Автор благополучно этот челлендж проспал, но это не говорит о том, что мифов в балете стало меньше, и их не нужно разоблачать. В общем, сегодня о раскрученной информации, на которую часто приходится натыкаться в интернете, и которая не соответствует истине.

1. Миф о том, что балерины вживаются в роль (партию). К сожалению, не всегда доходит до элементарного чтения либретто. Многие сейчас дискутируют на предмет того, что балерины все размахивают ногами, но не знают при этом, о чем танцуют. Вот как раз-таки поэтому и не знают, а не потому, что концентрируют все внимание на задираниях ног. Конечно же, имеются ввиду далеко не все. Наталья Осипова, например, известна доскональной проработкой своих партий (в частности, Жизели).

2. Миф о том, что Чайковский вдохновился на создание "Лебединого озера", посетив в Германии замок Людвига Второго Баварского в Нойшванштайне, а также озеро "Шванзее" (что означает в переводе с нем. "Лебединое"). Я думаю, кто-то из вас точно встречал такую информацию в интернете.

-2

Этот миф опровергается простым сопоставлением дат. Чайковский посетил Германию в августе 1876 года, но на этот момент не только была закончена партитура балета, но и вовсю шли репетиции в Большом театре Москвы. Чистовой вариант партитуры был окончен 10 апреля 1876 года, что зафиксировала рука самого композитора: "Конец!! Глебово. 10 апреля 1876 года". Так что в Германии ему вдохновляться уже не на что было - балет был закончен.

3. Миф о том, что балерины не едят. Об этом, наверное, уже нет смысла писать, поскольку в век информации такой миф просто смешон. Конечно же, балерины едят, иначе как бы они переносили огромную нагрузку в своей профессии.

Подвид этого мифа - что балерины не едят сладкого - также не соответствует истине.

-3

Вот что говорит, например, восходящая звезда отечественного балета Мария Хорева: "Я обожаю сладкое. Да, я его себе позволяю. Мое самое любимое место в Петербурге – ресторан Mickey&Monkeys на Гороховой улице. Здесь готовят лучшие десерты – шоколадный ганаш с черной смородиной, черемуховый и морковный торты, домашний чизкейк и другие".

Балерины не едят? Слово балеринам

Другое дело, что балерины так стройно выглядят из-за интенсивных классов/репетиций, а также выступлений, во время которых все и сжигается (приходилось слышать о паре килограмм; от себя, как от спортсмена, добавлю, что во время тренировки я те самые 2 кг. и теряю).

4. Миф о том, что в ходе премьерной постановки "Сильфиды" 12 марта 1832 года (именно такая дата, т.к попадался на глаза 1839 год; это, конечно, неверно) в Париже балерина (Мария Тальони) впервые встала на пуанты. Это не так.

На пуанты балерины начали вставать за несколько лет до "Сильфиды". Основные имена, с которыми связаны примеры танца на пуантах - Фортуната Анджолини, Женевьев Гослен, Амалия Бруньоли, Фанни Биас, Мария Данилова, Авдотья Истомина, Элиза Вак-Мулен, сама Мария Тальони (примерная дата ее первого известного вставания на пуанты - 1827 год) и т.д. Это все были балерины, сделавшие себе имя в первом-втором десятилетии 19 века. А кто-то из них отошел в мир иной еще за 14-15 лет до называемой даты. Кстати, главная соперница Тальони в те годы, Фанни Эльслер, также владела пуантной техникой.

Фанни Биас на пуантах
Фанни Биас на пуантах

Данный миф очень распространен в интернете. Но более удивительно то, что такая же информация содержится на сайте Большого театра в описании "Сильфиды". А вот Википедия, кстати, содержит достаточно корректную информацию по этому поводу, хотя не всю.

Другое дело, что выступление Тальони на пуантах в "Сильфиде" дало большой импульс в развитии и пуантной техники, и трансформации самого дизайна балетной туфли.

Когда в балете появились пуанты? Разбираемся

5. Миф о том, что Анастасия Волочкова когда-то была прима-балериной Большого театра. Такая информация в интернете встречается сплошь и рядом. Сама Волочкова в различных интервью и в своей книге не раз называет себя примой. То же самое указано в русскоязычной, и даже (до чего дошло!) англоязычной википедии. Вот так и формируются мифы - заполонением ложными сведениями иформационного пространства. А по прошествии лет уже и не разобрать, что правда, а что нет.

Никогда она ей не была - ни в БТ, ни ранее в Мариинском театре. На момент расставания с Большим Волочкова находилась в статусе обычной солистки. Много ли до высшего, балеринского, статуса? Две ступени. Долго ли преодолевается это расстояние? Бывает по-разному. Многие всю жизнь не выбираются из солисток, хотя среди них есть замечательные танцовщицы. Так, блестящая артистка, Олеся Новикова из Мариинского театра, до сих пор сидит в ведущих солистках, а ей уже скоро заканчивать (надеюсь, не скоро).

Олеся Новикова
Олеся Новикова

Другое дело, что после расставания с БТ Волочкова подписала контракт с Краснодарским театром оперы и балета, где действительно стала примой. Танцевала там аж целых 5 лет, по 1-2 раза в месяц, причем с аншлагами, несмотря на взвинченные цены билетов на выступления с ее участием.

6. Другой миф, связанный с балетом "Сильфида", заключается в том, что тогда балерина (опять же Тальони) впервые надела тюники, т.е. фактически ту пачку (но без накрахмаленной юбки, которая появится позже), которую мы знаем. Эта информация ничем не подтверждается. Во-первых, факт того, что Тальони надела первой пачку в "Сильфиде", документально не отражен современниками. Во-вторых, среди хранящихся в архивах Парижской оперы эскизов Эжена Лами (предполагаемого создателя) нет ни одного эскиза пачки. В-третьих, есть литографии, относящиеся к более раннему времени, на которых запечатлены балерины в пачке.

Мария Тальони в балете то ли "Зефир и Флора", то ли "Лидия", то ли "Психея". То ли 1831, то ли 1828, то ли 1829 год
Мария Тальони в балете то ли "Зефир и Флора", то ли "Лидия", то ли "Психея". То ли 1831, то ли 1828, то ли 1829 год

7. "Прыжок к свободе" Рудольфа Нуреева. На гастролях Кировского театра в Париже в 1961 году поступил приказ лично от Хрущева вернуть Нуреева в СССР для "особого выступления". Нуреев понимал, что на родине его ничего хорошего, скорее всего, не ждет, и тогда, по легенде, совершил знаменитый "прыжок к свободе".

-7

Это - миф, никакого прыжка в руки парижской полиции в аэропорту "Ля Бурже" не было. В Париже Нуреев подружился с Кларой Сент, богатой наследницей аргентинского магната и невестой сына Андре Мальро, министра культуры Франции. Друзья позвонили ей, она приехала в аэропорт и обратилась за помощью к полицейским (один из них был сыном белогвардейского эмигранта из России). Нурееву нужно было самому к ним подойти, чтобы получить политическое убежище, что он и сделал. Правда, агенты КГБ попытались его схватить, однако французские полицейские вмешались: «Прекратите! Вы находитесь на территории Франции!». Чекистам пришлось отпустить танцовщика, после чего он и оказался в руках французской полиции.

Более подробно на тему:

Рудольф Нуреев: так был ли тот самый прыжок к свободе?

8. Миф о том, что "Лебединое озеро" изначально провалилось

-8

По сути дела, лишь хореография спектакля была раскритикована основательно. Музыка Чайковского была встречена разными отзывами, как положительными, так и отрицательными. Были отмечены декорации спектакля (особенно в 4 акте). Спектакль продержался в репертуаре Большого театра с 1877 по 1883 годы включительно и за это время был показан 41 раз, что на порядок больше стандартного периода существования любого другого спектакля БТ в то время. Кроме того, "Лебединое озеро" было вполне успешным с финансовой точки зрения, т.к. окупилось и вышло в плюс. В целом, балет был ни провальным, ни успешным. Что-то посередине. Более подробно на эту тему:

А действительно ли "Лебединое озеро" вначале провалилось?

9. Миф о том, что балерины не рожают. С этим мифом мы уже разобрались в одной из статей. Балерины рожают и сейчас, и рожали и раньше. Даже легендарные примы мирового балета первой половины 19 века - Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Эльслер - родили дважды. Можно даже встретить многодетных матерей. Так, у Марии Абашовой (театр Эйфмана), той же Олеси Новиковой, Натальи Огневой (бывшая прима Кремлевского балета) по трое детей, рожденных непосредственно во время карьеры.

10. Миф о том, что Натали Портман сама танцевала в фильме "Черный лебедь". Портман танцевала, но только в тех эпизодах, где виден лишь верх балерины. Для исполнения наиболее сложных па была приглашена солистка Американского национального театра Сара Лэйн.

-9

При этом, по мнению Лэйн, сцены, где виден только верх балерины, вообще не должны признаваться танцевальными.

11. Все мужчины в балете - "не такие, как все"

Коротко: видео, где солист Новосибирского оперного театра Николай Мальцев делает предложение солистке Ксении Захаровой прямо на сцене во время поклонов:

Вы могли видеть пару на телевидении в шоу "Большой балет" на канале "Культура" в 2018 году.

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.