Был тут недавно у дзена челлендж, одной из тем которого была тема различных мифов. Автор благополучно этот челлендж проспал, но это не говорит о том, что мифов в балете стало меньше, и их не нужно разоблачать. В общем, сегодня о раскрученной информации, на которую часто приходится натыкаться в интернете, и которая не соответствует истине.
1. Миф о том, что балерины вживаются в роль (партию). К сожалению, не всегда доходит до элементарного чтения либретто. Многие сейчас дискутируют на предмет того, что балерины все размахивают ногами, но не знают при этом, о чем танцуют. Вот как раз-таки поэтому и не знают, а не потому, что концентрируют все внимание на задираниях ног. Конечно же, имеются ввиду далеко не все. Наталья Осипова, например, известна доскональной проработкой своих партий (в частности, Жизели).
2. Миф о том, что Чайковский вдохновился на создание "Лебединого озера", посетив в Германии замок Людвига Второго Баварского в Нойшванштайне, а также озеро "Шванзее" (что означает в переводе с нем. "Лебединое"). Я думаю, кто-то из вас точно встречал такую информацию в интернете.
Этот миф опровергается простым сопоставлением дат. Чайковский посетил Германию в августе 1876 года, но на этот момент не только была закончена партитура балета, но и вовсю шли репетиции в Большом театре Москвы. Чистовой вариант партитуры был окончен 10 апреля 1876 года, что зафиксировала рука самого композитора: "Конец!! Глебово. 10 апреля 1876 года". Так что в Германии ему вдохновляться уже не на что было - балет был закончен.
3. Миф о том, что балерины не едят. Об этом, наверное, уже нет смысла писать, поскольку в век информации такой миф просто смешон. Конечно же, балерины едят, иначе как бы они переносили огромную нагрузку в своей профессии.
Подвид этого мифа - что балерины не едят сладкого - также не соответствует истине.
Вот что говорит, например, восходящая звезда отечественного балета Мария Хорева: "Я обожаю сладкое. Да, я его себе позволяю. Мое самое любимое место в Петербурге – ресторан Mickey&Monkeys на Гороховой улице. Здесь готовят лучшие десерты – шоколадный ганаш с черной смородиной, черемуховый и морковный торты, домашний чизкейк и другие".
Балерины не едят? Слово балеринам
Другое дело, что балерины так стройно выглядят из-за интенсивных классов/репетиций, а также выступлений, во время которых все и сжигается (приходилось слышать о паре килограмм; от себя, как от спортсмена, добавлю, что во время тренировки я те самые 2 кг. и теряю).
4. Миф о том, что в ходе премьерной постановки "Сильфиды" 12 марта 1832 года (именно такая дата, т.к попадался на глаза 1839 год; это, конечно, неверно) в Париже балерина (Мария Тальони) впервые встала на пуанты. Это не так.
На пуанты балерины начали вставать за несколько лет до "Сильфиды". Основные имена, с которыми связаны примеры танца на пуантах - Фортуната Анджолини, Женевьев Гослен, Амалия Бруньоли, Фанни Биас, Мария Данилова, Авдотья Истомина, Элиза Вак-Мулен, сама Мария Тальони (примерная дата ее первого известного вставания на пуанты - 1827 год) и т.д. Это все были балерины, сделавшие себе имя в первом-втором десятилетии 19 века. А кто-то из них отошел в мир иной еще за 14-15 лет до называемой даты. Кстати, главная соперница Тальони в те годы, Фанни Эльслер, также владела пуантной техникой.
Данный миф очень распространен в интернете. Но более удивительно то, что такая же информация содержится на сайте Большого театра в описании "Сильфиды". А вот Википедия, кстати, содержит достаточно корректную информацию по этому поводу, хотя не всю.
Другое дело, что выступление Тальони на пуантах в "Сильфиде" дало большой импульс в развитии и пуантной техники, и трансформации самого дизайна балетной туфли.
Когда в балете появились пуанты? Разбираемся
5. Миф о том, что Анастасия Волочкова когда-то была прима-балериной Большого театра. Такая информация в интернете встречается сплошь и рядом. Сама Волочкова в различных интервью и в своей книге не раз называет себя примой. То же самое указано в русскоязычной, и даже (до чего дошло!) англоязычной википедии. Вот так и формируются мифы - заполонением ложными сведениями иформационного пространства. А по прошествии лет уже и не разобрать, что правда, а что нет.
Никогда она ей не была - ни в БТ, ни ранее в Мариинском театре. На момент расставания с Большим Волочкова находилась в статусе обычной солистки. Много ли до высшего, балеринского, статуса? Две ступени. Долго ли преодолевается это расстояние? Бывает по-разному. Многие всю жизнь не выбираются из солисток, хотя среди них есть замечательные танцовщицы. Так, блестящая артистка, Олеся Новикова из Мариинского театра, до сих пор сидит в ведущих солистках, а ей уже скоро заканчивать (надеюсь, не скоро).
Другое дело, что после расставания с БТ Волочкова подписала контракт с Краснодарским театром оперы и балета, где действительно стала примой. Танцевала там аж целых 5 лет, по 1-2 раза в месяц, причем с аншлагами, несмотря на взвинченные цены билетов на выступления с ее участием.
6. Другой миф, связанный с балетом "Сильфида", заключается в том, что тогда балерина (опять же Тальони) впервые надела тюники, т.е. фактически ту пачку (но без накрахмаленной юбки, которая появится позже), которую мы знаем. Эта информация ничем не подтверждается. Во-первых, факт того, что Тальони надела первой пачку в "Сильфиде", документально не отражен современниками. Во-вторых, среди хранящихся в архивах Парижской оперы эскизов Эжена Лами (предполагаемого создателя) нет ни одного эскиза пачки. В-третьих, есть литографии, относящиеся к более раннему времени, на которых запечатлены балерины в пачке.
7. "Прыжок к свободе" Рудольфа Нуреева. На гастролях Кировского театра в Париже в 1961 году поступил приказ лично от Хрущева вернуть Нуреева в СССР для "особого выступления". Нуреев понимал, что на родине его ничего хорошего, скорее всего, не ждет, и тогда, по легенде, совершил знаменитый "прыжок к свободе".
Это - миф, никакого прыжка в руки парижской полиции в аэропорту "Ля Бурже" не было. В Париже Нуреев подружился с Кларой Сент, богатой наследницей аргентинского магната и невестой сына Андре Мальро, министра культуры Франции. Друзья позвонили ей, она приехала в аэропорт и обратилась за помощью к полицейским (один из них был сыном белогвардейского эмигранта из России). Нурееву нужно было самому к ним подойти, чтобы получить политическое убежище, что он и сделал. Правда, агенты КГБ попытались его схватить, однако французские полицейские вмешались: «Прекратите! Вы находитесь на территории Франции!». Чекистам пришлось отпустить танцовщика, после чего он и оказался в руках французской полиции.
Более подробно на тему:
Рудольф Нуреев: так был ли тот самый прыжок к свободе?
8. Миф о том, что "Лебединое озеро" изначально провалилось
По сути дела, лишь хореография спектакля была раскритикована основательно. Музыка Чайковского была встречена разными отзывами, как положительными, так и отрицательными. Были отмечены декорации спектакля (особенно в 4 акте). Спектакль продержался в репертуаре Большого театра с 1877 по 1883 годы включительно и за это время был показан 41 раз, что на порядок больше стандартного периода существования любого другого спектакля БТ в то время. Кроме того, "Лебединое озеро" было вполне успешным с финансовой точки зрения, т.к. окупилось и вышло в плюс. В целом, балет был ни провальным, ни успешным. Что-то посередине. Более подробно на эту тему:
А действительно ли "Лебединое озеро" вначале провалилось?
9. Миф о том, что балерины не рожают. С этим мифом мы уже разобрались в одной из статей. Балерины рожают и сейчас, и рожали и раньше. Даже легендарные примы мирового балета первой половины 19 века - Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Эльслер - родили дважды. Можно даже встретить многодетных матерей. Так, у Марии Абашовой (театр Эйфмана), той же Олеси Новиковой, Натальи Огневой (бывшая прима Кремлевского балета) по трое детей, рожденных непосредственно во время карьеры.
10. Миф о том, что Натали Портман сама танцевала в фильме "Черный лебедь". Портман танцевала, но только в тех эпизодах, где виден лишь верх балерины. Для исполнения наиболее сложных па была приглашена солистка Американского национального театра Сара Лэйн.
При этом, по мнению Лэйн, сцены, где виден только верх балерины, вообще не должны признаваться танцевальными.
11. Все мужчины в балете - "не такие, как все"
Коротко: видео, где солист Новосибирского оперного театра Николай Мальцев делает предложение солистке Ксении Захаровой прямо на сцене во время поклонов:
Вы могли видеть пару на телевидении в шоу "Большой балет" на канале "Культура" в 2018 году.
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.