В центре Минска, сразу за проспектом притаился парк, в котором за деревьями скрыто удивительное место.
Детская железная дорога.
Она же: Минская детская железная дорога им. К.С. Заслонова
Это место кажется сказочным, потому что вот крошечные "игрушечные" локомотивы и вагончики и вдруг они едут, дети машинисты ведут их в чащу леса. Дети-проводники дают отмашку "игрушечному" составу.
Удивительно!
Так, что же такое детская железная дорога? Это железнодорожная система, которая построена для обучения подрастающего поколения железнодорожников.
Стоит сказать, что это не изобретение белорусов. Впервые такая дорога была открыта с Тифлисе, ещё в 1935 году. Всего в СССР было штук двадцать детских железных дорог, но в годы войны они были разрушены.
Как например Гомельская детская железная дорога, которая занимала всего пол-километра, но имела собственное депо (для паровозов) здание для обучения персонала и целых две станции: «Счастливая» и «Радостная».
По замыслам, эту дорогу должны были достроить до пионерлагеря (деревня Лещинец еще есть или уже нету?), чтобы она растянулась на три километра.
Впрочем, война разрушила и дорогу и эти планы. А новую построили уже в Минске.
Причём начали её строить уже в 1954 году! Десяти лет после войны не прошло, а дорогу для юных железнодорожников уже строили.
Если интернет не врёт, то в 1959 году это выглядело как-то так:
От вокзала, то есть главного здания , до станции "Сосновый бор" состав едет полчаса и столько же обратно.
Сама станция "Сосновый бор" основной пункт назначения детской железной дороги, это по сути просто остановка посреди парка.
С тех пор как деревянный вокзал сгорел в восьмидесятые тут стало не на что смотреть. Фактически, можно приехать сюда, пройти вокруг станции и поехать обратно.
Но я раскрою вам секрет. На детской железной дороге есть ещё одна станция. Секретная. На ней поезд с пассажирами не остановиться.
«Пионерская» это техническая станция. На её многочисленных путях (пять линий железной дороги, тупик, восемь переводов стрелок и яма для осмотра состава снизу) техника детской железной дороги проходит осмотр и ремонт.
В общем, это полноценное техническое депо.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей, это протяженность железнодорожных линий, измеряемая по оси главного пути между конечными пунктами
Вот вам стало понятнее? Мне - нет. Но зачем я привёл тут это определение? Потому что узнал, что эксплуатационная длина путей детской железной дороги составляет почти пять километров.
Конечно, сейчас по детской железной дороге в Минске не ездят паровозы, они ездили до 1975 года, а с тех пор техническое оснащение несколько раз обновлялось. Когда-то дорогу хотели удлинить, но потом не стало СССР и стало не до того.
В отличии от составов, рельсы имеют куда больший срок службы.
Хотя, конечно, это только некоторые рельсы, не все они настолько древние.
Кто-то меня спрашивал, какой смысл в этой дороге, если она никуда не ведёт?
Конечно, в каком то смысле это аттракцион.
А для молодых железнодорожников это практика. Возможность получить необходимые навыки и получше познакомиться со своей профессией.
Представляете как здорово было бы если бы дети могли попробовать свою будущую профессию и понять нравится ли она им, подходят ли они для неё.
Хорошо, что у железнодорожников есть такая возможность.