Отчего-то эту книгу иногда пытаются оценивать как антиутопию или антисоветскую сатиру, только получается плохо, потому что «Град обреченный» — нечто совершенно иное, намного более широкое, чем узкие жанровые рамки.
О книгах АБС мне всегда сложно говорить, как-то особенно остро чувствую ничтожность собственных слов в сравнении с их замыслами. Поэтому пошла почитать на ЛайвЛиб, что пишут менее робкие люди, и... была весьма удивлена. Почему-то многие отмечают, что «Град...» — это средненькая антиутопия или уже устаревшая антисоветчина, что сюжет там путаный, язык сложный, читать не возможно, ничего не понятно.
Даже если «Град...» и задумывался отчасти как злободневная, обличающая книга, идея романа намного глубже и шире сатиры на Советский Союз. Сейчас намёки на советские реалии считываются уже не как актуальная сатира, а как архаизм, поэтому на первый план выступает вневременная составляющая романа, которая там всегда была, конечно, но прикрывалась злободневными выпадами.
«Град...» — это не антисоветская сатира и не антиутопия, это история развития цивилизации в 20 веке, развития цивилизации вообще: от равенства к неравенству, от бурлящей революционной свободы к сытому застойному конформизму. И параллельно с большой историей — история маленькая, о развитии отдельной личности: от фанатизма и слепого доверия авторитету до самостоятельного, критического мышления, релятивистского и от того полного ужасной эпистемологической неуверенностью.
Да-да, перед нами (внезапно) постмодернизм с полным комплектом финтифлюшек: отсылки к Библии и Божественной комедии, деконструкция советского нарратива, а Эксперимент — чем не симулякр?
Как и почти всегда, читая зрелых Стругацких, мне больно от того, как точно они показывают, насколько всё плохо. Тут то же: герой меняется, умнеет, черствеет, заплывает жирком, резко сбрасывает этот жирок, а затем, наконец, прозревает, но от этого не легче, потому что мир вокруг всё равно ужасен, несправедлив и непознаваем.
Единственная надежда или хоть что-то на неё похожее есть у Кацмана, изображённого изумительно неприятным типом, вызывающим брезгливость, раздражение и восхищение одновременно. Так вот, не открывая сути, чтобы не лишить вас удовольствия прочесть о ней самим, скажу лишь, что
...идея храма, между прочим, хороша ещё и тем, что умирать за нее просто-таки противопоказано. За неё жить надо. Каждый день жить, изо всех сил и на всю катушку...
***
Подписывайтесь на канал @boo.booka, если вам интересны книжные отзывы и подборки. Возможно, вас также заинтересует: