Никто не любит «противных» коллег. С этим, наверное, согласятся даже люди с самыми трудными и неуживчивыми характерами. Если вы не хотите, чтобы ваши коллеги относились к вам с ненавистью, познакомьтесь с тремя типами поведения, придерживаясь которых люди, сами того не желая, производят впечатление вредных и неуживчивых.
Проблема: вы холодны в общении
Если люди убеждены, что в целом вы желаете им добра, они редко ставят под сомнение ваши намерения и относятся к вашим поступкам гораздо снисходительнее. Проблема в том, что большинство из нас — особенно в условиях офисной работы — полагают, что они произведут на коллег хорошее впечатление в первую очередь благодаря своей высокой компетентности. Стремясь во что бы то ни стало блеснуть своими умениями и талантами, они совершенно забывают про доброжелательность.
Чтобы повысить свой «коэффициент добродушия», проявите к окружающим чуть больше внимания. При общении всегда сохраняйте зрительный контакт с собеседником. Во время совещаний подавляйте в себе желание взять в руки смартфон. Старайтесь выглядеть заинтересованным. Улыбайтесь, особенно в тех случаях, когда другие также улыбаются. И самое главное, внимательно слушайте, что вам говорят другие.
Проблема: всем кажется, что вы эгоистичны
«Вредные» (по мнению окружающих) коллеги зачастую производят впечатление людей, полагающих, что «это мой мир, а вы все в нем просто живете». Не имеет даже значения, действительно ли вы так думаете. Чтобы прослыть таким человеком, достаточно, чтобы вас таким образом воспринимали. А это может случиться даже в том случае, если вы просто слишком сосредоточены на работе — полностью в нее погрузились и, что называется, «пашете», ни на кого и ни на что не отвлекаясь.
Чтобы убедиться в том, что вы не состоите в этой категории «вредных» сотрудников, чаще старайтесь мысленно ставить себя на место ваших коллег и оценивать ситуацию с их точки зрения. Будьте любопытны и задавайте вопросы, чтобы узнать больше о тех сослуживцах, с которыми вы не так хорошо знакомы. И самое главное, будьте отзывчивыми.
Проблема: люди считают вас формалистом, зацикленным на правилах
Третья черта, объединяющая «вредных» членов сообщества, — святая вера в соблюдение всех правил при любых обстоятельствах. Столь строгая приверженность правилам чаще всего рождается в результате чрезмерного стремления избежать каких бы то ни было проблем. Люди с подобным настроем не расположены к риску и страшно переживают, что, если они будут недостаточно осторожны, что-то может пойти не так. В то же время они работают с большей тщательностью и аккуратностью и лучше планируют все свои действия.
Подумайте, не слишком ли вы упрямы и громогласны в своем стремлении «сделать все, как положено»? Несмотря на все прекрасные намерения, то, что кажется вам вполне разумным и ответственным, возможно, вредит команде в целом. Попытайтесь быть более гибким в отношении установленных правил, особенно тех из них, нарушение которых не противоречит трудовой этике или закону. Наконец, когда вам действительно необходимо во что бы то ни стало придерживаться правил, не стоит рассчитывать, что другие люди по умолчанию поймут ваши причины.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Хайди Грант в HBR Россия «Как определить, что вы (не) отравляете жизнь своей команде». Другие материалы о личных качествах и навыках вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.