Найти тему

О чём Лев Толстой спорил со Столыпиным

Оглавление
Фото автора
Фото автора

Театр.doc без преувеличения можно назвать легендарным. Его политическая позиция у одних вызывает восхищение, у других – возмущение, но оспаривать его вклад в развитие русского театрального искусства начала двадцать первого века не будет ни один серьёзный исследователь.

Премьера спектакля «Толстой – Столыпин. Частная переписка» прошла в Театре.doc в марте 2013 года. В основе - крепко сложенная, замысловато построенная пьеса моего любимого драматурга Ольги Михайловой.

Сцена из спектакля "Толстой - Столыпин. Частная переписка". Фото "Новой газеты"
Сцена из спектакля "Толстой - Столыпин. Частная переписка". Фото "Новой газеты"

Два уровня: на первом - история одного преступления, совершённого в царствование последнего российского монарха, на другом - спор писателя Толстого и премьера Столыпина, конфликт идей, сродни диалогам Платона, смешение трагического и прекрасного.

Драматург Ольга Михайлова. Фото автора
Драматург Ольга Михайлова. Фото автора

Развитие криминальной линии постоянно тормозится, адвокат, который пытается найти доказательства невиновности своей подзащитной, не может понять её мотивов, топчется на месте, признаётся в своём бессилии. Между тем политик и художник выдвигают всё новые аргументы в споре, уточняют и опровергают, рассуждают, сомневаются и дальше развивают мысль, так что речь идёт уже не только о будущем России, но о самих основах мироустройства, и каждый из спорящих неопровержим в своей правоте. Вот что говорит сама автор пьесы:

«Оба были убеждены, что знают, как спасти страну от революции. Один из них оказался прав. Но как это чаще всего бывает – правого никто не желал слушать. И случилось то, что случилось».

Финальную точку, как водится, ставят не многомудрые мужчины, а битая жизнью русская баба, которая так оценивает утвердившийся новый мир: "Вместо Бога - дырка".

Сцена из спектакля "Толстой - Столыпин. Частная переписка". Фото Юрия Смолыго/ИТАР-ТАСС
Сцена из спектакля "Толстой - Столыпин. Частная переписка". Фото Юрия Смолыго/ИТАР-ТАСС

Пьеса страшная, играли её (и сейчас играют) горячо, страстно, музыкально.

На первых спектаклях, сыгранных ещё в старом DOCе в подвальчике в Трёхпрудном, иногда казалось, что режиссёр Владимир Мирзоев никак не приладится к доковскому пространству, так что спектакль производил впечатление рассчитанного на большую дистанцию от зрителя. Но были сцены потрясающие: когда Ирина Вилкова (крестьянка Мария Крюкова, которую обвиняют в убийстве свёкра), берёт в руки топор - и тишина начинает звенеть от нервного напряжения, от ужаса перед тем, что она может сделать.

Сцена из спектакля "Толстой - Столыпин. Частная переписка"
Сцена из спектакля "Толстой - Столыпин. Частная переписка"

Актёры подобраны ожидаемо: роль фактурного, рослого Столыпина отдана красавцу Арману Хачатряну, прислуги Федосьи - народной, как песня, Ольге Лапшиной, Толстого, более похожего на античного говоруна Сократа, играет подвижный, пружинистый Захар Хунгуреев, а помощник Столыпина в исполнении Константина Богданова - воплощённая функция бюрократа, безликого и услужливого.

Искусство выше грубых социологических схем. По меткому наблюдению критика Кристины Матвиенко,

"при желании в «Столыпине» может найти опору и либерал, и социалист, и поклонник колонок Дмитрия Ольшанского (автор популярного фб-профайла, сын Ольги Михайловой), и все они вступят друг с другом в изнуряющий спор. Но Мирзоев с его любовью к превращениям делает месседж неявным, разновекторным".

Спектакль уже семь лет в репертуаре - и не состарился, а лишь набрал сил.