Театр.doc без преувеличения можно назвать легендарным. Его политическая позиция у одних вызывает восхищение, у других – возмущение, но оспаривать его вклад в развитие русского театрального искусства начала двадцать первого века не будет ни один серьёзный исследователь.
Премьера спектакля «Толстой – Столыпин. Частная переписка» прошла в Театре.doc в марте 2013 года. В основе - крепко сложенная, замысловато построенная пьеса моего любимого драматурга Ольги Михайловой.
Два уровня: на первом - история одного преступления, совершённого в царствование последнего российского монарха, на другом - спор писателя Толстого и премьера Столыпина, конфликт идей, сродни диалогам Платона, смешение трагического и прекрасного.
Развитие криминальной линии постоянно тормозится, адвокат, который пытается найти доказательства невиновности своей подзащитной, не может понять её мотивов, топчется на месте, признаётся в своём бессилии. Между тем политик и художник выдвигают всё новые аргументы в споре, уточняют и опровергают, рассуждают, сомневаются и дальше развивают мысль, так что речь идёт уже не только о будущем России, но о самих основах мироустройства, и каждый из спорящих неопровержим в своей правоте. Вот что говорит сама автор пьесы:
«Оба были убеждены, что знают, как спасти страну от революции. Один из них оказался прав. Но как это чаще всего бывает – правого никто не желал слушать. И случилось то, что случилось».
Финальную точку, как водится, ставят не многомудрые мужчины, а битая жизнью русская баба, которая так оценивает утвердившийся новый мир: "Вместо Бога - дырка".
Пьеса страшная, играли её (и сейчас играют) горячо, страстно, музыкально.
На первых спектаклях, сыгранных ещё в старом DOCе в подвальчике в Трёхпрудном, иногда казалось, что режиссёр Владимир Мирзоев никак не приладится к доковскому пространству, так что спектакль производил впечатление рассчитанного на большую дистанцию от зрителя. Но были сцены потрясающие: когда Ирина Вилкова (крестьянка Мария Крюкова, которую обвиняют в убийстве свёкра), берёт в руки топор - и тишина начинает звенеть от нервного напряжения, от ужаса перед тем, что она может сделать.
Актёры подобраны ожидаемо: роль фактурного, рослого Столыпина отдана красавцу Арману Хачатряну, прислуги Федосьи - народной, как песня, Ольге Лапшиной, Толстого, более похожего на античного говоруна Сократа, играет подвижный, пружинистый Захар Хунгуреев, а помощник Столыпина в исполнении Константина Богданова - воплощённая функция бюрократа, безликого и услужливого.
Искусство выше грубых социологических схем. По меткому наблюдению критика Кристины Матвиенко,
"при желании в «Столыпине» может найти опору и либерал, и социалист, и поклонник колонок Дмитрия Ольшанского (автор популярного фб-профайла, сын Ольги Михайловой), и все они вступят друг с другом в изнуряющий спор. Но Мирзоев с его любовью к превращениям делает месседж неявным, разновекторным".
Спектакль уже семь лет в репертуаре - и не состарился, а лишь набрал сил.