Перестройка - интересное, тревожное время ожиданий. Время гласности, новых веяний в искусстве, культуре, общественной жизни. Коснулись эти тенденции и советского кино: многие фильмы достали с полок, много нового разрешили обсуждать и снимать на экране. Однако до пошлости дело еще не дошло.
Многие фильмы эпохи Перестройки наполнены пророчествами, размышлениями о прошлом, настоящем и будущем. Есть в этих фильмах и правда, и ошибки. Но само стремление осмыслить, сделать выводы и задать перспективу уже сильно отличает это кино от того, что снималось на протяжении долгих десятилетий до этого.
«КиноНытик» продолжает публиковать подборки знаковых фильмов эпохи Перестройки в СССР. В конце тексты есть ссылки на предыдущие статьи по теме.
«Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», 1989 год, режиссер Юрий Кара
В главных ролях: Алексей Петренко, Валентин Гафт, Сергей Никоненко, Александр Феклистов, Евгений Евстигнеев.
Краткий сюжет: Сандро – солист обычного абхазского ансамбля. Однажды его коллектив вместе с ним приглашают выступить на одном из ночных банкетов Иосифа Сталина, который гостит в Абхазии. На пиру происходит несколько ситуаций, которые тогда могли показаться хоть и напряженными, но все-таки уместными. Однако сейчас такой пир со Сталиным воспринимается как адово застолье.
На дворе – 1935 год: вскоре артисты, принимавшие участие в банкете, начинают исчезать. Снято по повести Фазиля Искандера.
Резюме: большую часть экранного времени занимает собственно сам пир, который проходит в санатории. Режиссер сделал акцент на отдельных сценах во время пира, чтобы глубже погрузить зрителя в атмосферу тревожности, которая царила среди представителей партийной верхушки в те годы.
Например, в фильме показано, как обдуманно люди произносили слова, чтобы не было последствий, как важны правильные буквы в документе. В буквальном смысле: одна ошибка, и начинается бюрократия. Отношения окружающих со Сталиным.
Очень оригинально показан и глубоко прочувствован персонаж Иосифа Сталина: это не картинка со знаком плюс или знаком минус. Это живой человек, пропитанный созданной им системы. Ему здесь свойственны человеческие черты, например, внутренние рассуждения. В игре Алексея Петренко нет никакой фальши.
И главное: этот фильм – одна из первых попыток осмыслить недавнее прошлое страны на примере простой ситуации – проходного пира тех, кто правил страной и определял курс ее развития.
«Забавы молодых», 1987 год, режиссер Евгений Герасимов
В главных ролях: Станислав Любшин, Николай Парфенов, Валентина Теличкина, Алексей Серебряков, Виктор Павлов, Марина Зудина, Нина Русланова.
Краткий сюжет: компания студентов из городского техникума из-за халатного отношения к учебе не получает зачет по физкультуре. Выйти из ситуации они пытаются довольно оригинально: одна из прогульщиц намерена признаться учителю в любви, чтобы он поставил зачеты всей компании.
Резюме: фильм о любви юной студентки и пожилого преподавателя поставлен с учетом советских цензурных рамок, однако сам замысел для тех времен смелый. Акцент здесь сделан на романтике, чувствах, и только на втором плане показано, как велик разрыв между поколениями. Чувствуется рука опытного сценариста Виктора Мережко, который сделал фильм живым и интересным.
Вопрос персонажа Зудиной «вы мне верите?», обращенный к учителю в исполнении Станислава Любшина, с одной стороны – про чувства, с другой – вопрос поколенческий: может ли старшее опытное поколение верить молодому, которое еще не вырастило в себе совесть. И верит ли старшее поколение себе, если способно так быстро обмануться? И в фильме такой вопрос вовсе не один.
«Бакенбарды», 1990 год, режиссер Юрий Мамин
В ролях: Виктор Сухоруков, Александр Медведев, Александр Лыков, Анатолий Журавлев, Артур Ваха.
Краткий сюжет: в небольшом провинциальном городе Заборске организуется небольшой кружок пушкинистов, деятельность которого стремительно набирает обороты. Члены кружка мнят себя новыми спасителями культурной России.
У них своя игра в политику с неподготовленным обществом, а главное оружие – бакенбарды и трости с серебряными набалдашниками. Главный враг пушкинистов – современные неформалы, которые думают только о плотских утехах.
Резюме: с одной стороны фильм Юрия Мамина – чистой воды комедия, причем по-настоящему смешная комедия. С другой – она, это очень реалистичный фильм, довольно явно говорящий, что именно такие общества – протест неудовлетворенных судьбой страны людей, которые могут устроить социальный взрыв.
Своим фильмом Мамин ставит вопросы перед властью, актуальные не только во времена Пушкина или Перестройки, но и сегодня. В фильме показано, что когда верхи не заинтересованы в распространении культуры, то общество понимает ее с учетом своих интересов. И тогда культура не объединяет, а совсем наоборот.
Фильмы Перестройки: часть первая
Фильмы Перестройки: часть вторая
Подписаться на канал «КиноНытик»
Ведение каналов Дзен – вашего собственного СМИ: создание, наполнение, продвижение - expolit.expolit@yandex.ru