Найти в Дзене
Будь собой: селфмама

Умные женщины о карантине

Как неуверенность и страх признать себя умной, способной и талантливой мешают нам жить, занимать желаемую должность, строить карьеру, верить себя. Почему важно сметь заявлять о себе и не скромничать. Где прописано право быть собой и почему женщины должны за него бороться. Всё это и не только обсудили на встрече с основательницей проекта «Фемософия» Ольгой Нечаевой и экспертом проекта СелфМама, Марией Скрябиной. Мария Скрябина, врач-психиатр, психотерапевт, wellness-коуч, мама двоих детей. Маша была участницей проекта «Умные женщины о карантине», который запустила наша сегодняшняя гостья, Ольга Нечаева, экс-вице-президент Sony Pictures, в настоящее время владелец бизнес-стартапа в Лондоне, популярный блогер, мама двоих детей, автор нового проекта «Фемософия». Модератор встречи Анна Баранцева, участница команды проекта СелфМама.

Давайте сначала обсудим проект «Умные женщины о карантине» и тот феномен, который произошёл с ним и натолкнул нас на идею проведения данной встречи. Напомним предысторию: конец марта, разгар эпидемии вируса по всему миру – во всех странах действуют разные ограничения, люди боятся болезни, люди боятся неопределённости. На волне этих эмоций возникает много разной информации: в одних источниках говорят, что мы все умрём, нас всех убьют, это заговор, это политические интриги, вирус был синтезирован специально. По версии других источников это просто сезонный грипп, и нам нечего бояться – нам просто наврали, чтобы мы сидели дома и остановили деятельность своих бизнесов. Именно в это время Ольга Нечаева и Татьяна Дзюина придумали новый формат, в рамках которого разные люди из разных стран мира (так уж сложилось, что все они женщины) чётко, подробно и независимо рассказали бы о том, что происходит в их странах, какие меры соблюдаются, как люди к этим мерам относятся, как они поддерживают себя в этот нелегкий период и как стараются помочь другим. Помимо этого, они рассказывают, что происходит с ними, какие у них возникают мысли, чувства, как они с этим сами справляются. Ольга назвала этот проект «Умные женщины о карантине». И когда это название появилось в сети, последовала бурная реакция публики – об этом подробнее расскажет сама Ольга Нечаева.

О.Н. Да, я считаю, что это вполне нормальное явление. Ведь без обсуждений и жизни нету! Поэтому это нормально, что на какие-то вещи у людей возникает обратная реакция. Я уже довольно давно нахожусь в сети как блогер и как человек, который участвует в публичных выступлениях. Поэтому я всегда стараюсь пройти по этой тонкой грани, чтобы не делать хайп на пустом месте, но при этом не боюсь затрагивать действительно волнующие темы, которые вызывают отклик. Конкретно с этим проектом случилось две вещи: и хорошая, и интересная. Хорошая заключается в том, что было очень приятно и неожиданно от того, что такое огромное количество людей пришло смотреть наши эфиры. Изначально мы с Таней задумывали этот проект как встречи знакомых людей со всех стран мира, которые простым языком могли бы рассказать, что у них происходят в жизни и в их странах, просто как подруги подругам. Это было полезно нам самим, поскольку на тот момент Англия только еще входила в карантин, и мы не знали, как это будет. Это оказалось полезным многим людям. Наверное, даже больше, чем мы рассчитывали. Очень здорово, что нам удалось поймать некий человеческий тон в этих рассказах. Мы не пытались быть диванными экспертами, вирусологами, политиками. Мы касались исключительно личного человеческого опыта, потому что, что бы не происходило, в первую очередь, это затрагивало женщину. Так как в этот период в большинстве семей дети оказались дома, к заботам женщины добавился быт, нестабильность и неопределенность. Также это дало перспективу: кто-то уже был впереди, кто-то ещё запаздывал в плане развития пандемии. Наш проект дал поддержку тысячам женщин, про нас начали писать в СМИ, в мейнстримовских газетах, начали приглашать на дополнительные выступления. Что возникло интересного, так это отклик. Люди начали писать, спрашивать: «А почему это вы решили, что вы умные? Кто вам даёт право так себя называть?». Именно из-за этого и разгорелась та самая дискуссия. Я даже написала отдельный пост, посвященный тому, почему мы так решили. Ведь, с одной стороны, умный человек (а я себя считаю, как ни странно, умным человеком) не будет называть себя таким. Но с другой стороны, мы взяли и назвали себя такими! В комментариях к этому посту поднялось очень много в виде пластов, архетипических, с одной стороны, страхов, с другой стороны, убеждений. Это, конечно, было интересно. У меня, как человека, привыкшего к сетевому общению, такая реакция вызывает скорее антропологический интерес, нежели какой-то эмоциональный отклик.

Ольга, как Вы думаете, почему это вылезло? Откуда возникают такие мнения?

О.Н. Недавно я делала пост, в котором просила людей написать, какие убеждения они, как женщины, слышали в качестве ограничивающих (их назвали грубо «скрепы»), если ты женщина, какой ты должна быть. Пост прокомментировал порядка 800 человек. Я собрала их все в отдельные документ из 4 листов – к концу их прочтения жить уже правда не хочется.

Если взять убеждения, касающиеся ума, то они будут следующими: «Молчи, за умную сойдешь», «Я – последняя буква в алфавите», «Всё нужно сначала заслужить», «Ты же девочка! Будь скромнее!», «Настоящая женщина должна уметь выглядеть дурой», «Будь мудрее – промолчи», «Не умеешь, не берись» и всё в таком роде. Не говоря уже о том, что понятия «женский ум» и «женская логика» не подразумевают ничего восхвалительного. О чём мне говорит этот поднявшийся пласт? Трансляция понятия ума внутри женского сообщества принимает совсем иные смыслы. Из серии, что есть «ум», а есть «женский ум», есть «логика», а есть «женская логика». Как только какое-то понятие начинает относиться к женскому, оно обретает какое-то приниженное значение. У этого очень много причин. Я не социолог, чтобы давать на эту тему отдельную лекцию. По историческим причинам испокон веков женщины всегда занимали роль второстепенную, какого-то слуги, последователя, но не лидера, не того, кто заявляет своё «Я» с большой буквы. Соответственно, все права, желания, потребности женщин становятся легитимными. При этом я не являюсь мужененавистницей и радикальной феминисткой. Я не пытаюсь сказать, что «они» плохие, а «мы» хорошие. Для меня важно осознать, что мы привыкли думать в определённых жёстких рамках, и в этих рамках исторически нельзя было быть прямой, нельзя было заявлять о своём «Я» с большой буквы. То же самое случилось и с понятием ума. Он стал описывать то, как женщина пристраивается существовать более-менее комфортно для себя вокруг мужчины: «не обижай его», «не конкурируй с ним», «не ставь себя на одну с ним плоскость». Видимо, поэтому это вызывает отторжение и многовековой страх. То же самое касается и высоких амбиций – женщинам всегда приходилось их скрывать и нивелировать. К сожалению, ум попал в эту же категорию. Любое заявление о наличие какого-то качества, которое есть у мужчины, расценивалось, как конкуренция с ним. Что странно: можно прекрасно существовать в одном обществе и быть умными, сильными, смелыми и при этом не драть глотки друг другу за это. Второй момент, это право быть заметной, говорить о себе. То есть, говорить про ум не как про качество, а как право заявить о себе. И третий момент, ум как качество. У него масса определений, я не буду выдвигать своё. В общем и целом, это просто способность критически мыслить, ясно анализировать ситуацию, приходить к каким-то логическим выводам. Прежде всего, это про когнитивные способности, если говорить об описании. Теперь, если говорить о контексте, в каких случаях мы употребляем слово «умный». Например, «Поговори с этим человеком, он умный». Это не значит, что он является обладателем Нобелевской премии! Это говорит о том, что у него есть знания в конкретной данной области, которые могут тебе помочь.

На страничке «Фемософии» Вы пишете, что это пространство умных женщин для умных женщин. Один из ваших комментаторов написала что-то в духе того, что «Когда Вы говорите про умных женщин, это попахивает сексизмом. Потому что, если Вам важно то, что Ваш собеседник является умным, он может с Вами чем-то поделиться, то какая Вам разница, какого он пола? Почему ВЫ фокусируйтесь именно на женщинах?»

О.Н. Потому что этот проект, прежде всего, для женщин. Он затрагивает те проблемы, которые волнуют женщин. И при этом я не вижу проблемы в том, чтобы у нас были и мужские спикеры тоже. Прежде всего это женский проект, мы обсуждаем проблемы, которые касаются в первую очередь женщин. Но это не значит, что эти проблемы не могут волновать и мужчин тоже. Это открытый клуб и всем «Добро пожаловать!». Но наиболее остро эти проблемы стоят именно для женщин. Поэтому проект и носит название «Пространство умных женщин». Возможно, со временем название проекта изменится, но в любом случае его суть сохранится. Как мне кажется, умная женщина осознает свою жизнь, осознаёт, где она, почему в её жизни происходят те или иные вещи, она видит какие-то проблемы и пытается найти к ним решения. То есть, она поступает по жизни как умный человек, в отличие от глупых людей, которые упираются свои шаблоны и не хотят получать какие-то новые знания, становиться лучше.

Лично я сексизма в проекте не вижу. У сексизма есть достаточно чёткое определение. Сексизм – это конкретная дискриминация по гендерному признаку. Мы пока никого дискриминировать не планируем.

Теперь перейдём к тому, о чём пишут люди, и о чём пишет, в частности, Ольга. Вы достаточно открыто раскрываете Вашим читателям темы, которые не всегда принято обсуждать на людях. Вы пишите про свои отношения, про то, что Вы устали, или Вам чего-то хочется, Вы пишете про своих детей, пишете по-разному: когда-то с гордостью, если ситуация радостная, когда-то с грустью, если ситуация печальная. Для всего этого нужна какая-то смелость и уверенность в себе. Потому что наше русскоязычное общество живёт в определённых скрепах, где считается, что говорить что-то хорошее о себе плохо – «другим со стороны виднее, они тебя оценят», «нужно быть скромным». Просить о помощи тоже для большинства сложно, поскольку это является свидетельством того, что они слабы и уязвимы. «Надо быть сильным, потому что на тебе всё держится». Ольга, как у Вас родилась смелость быть собой, заявлять о разных темах, которые Вас волнуют и могут родить разные отклики, не всегда хорошие. Как в Вас развивалось это качество? Как Вы разрешили себе быть такой, какая Вы есть?

О.Н. Здесь, наверное, Марии, как психиатру, проще комментировать меня со стороны. Не могу сказать, что это что-то очень осознанно. Возможно, просто во мне есть что-то, благодаря чему мне проще это делать, чем другим людям.

Как устроено наше мышление: если мы что-то делаем, то мы это нормализуем, совершая определённые поступки. Превращая их в свой опыт, мы делаем их нормальными для себя. Поэтому очень многие вещи, которые ты пробуешь делать сначала, кажутся странными, а потом выясняешь, что это не так уж и страшно, и ты уже это сделала в первый раз. У меня был опыт, когда я получила быстрое повышение по службе, и были люди среди начальства, которых это не устраивало, они вставляли мне палки в колёса. Я очень переживала из-за этого. В то время я проходила тренинг, и мой коуч спросил меня, есть ли у меня какая-то проблема на работе, которую невозможно решить. Я назвала именно эту проблему, поскольку понимала, что никак не могу на неё повлиять и, следовательно, решить. И когда я её озвучила, мой тренер сказала: «Значит завтра ты её решишь!». Я не спала всю ночь, и на следующее утро я приняла решение обратиться к ещё более вышестоящему начальству с просьбой о помощи. К моему удивлению эта проблема была решена за минуты. Я очень часто по жизни обращаюсь к этому опыту. Потому что именно тогда я не побоялась высунуться, вылезти, проявить себя, и это помогло мне прийти и к публичным выступлениям тоже. Я спокойно говорю открыто о тех вещах, которые для многих являются неприличными. Говоря по-честному, у меня немного сдвинута эта планка приличия. Я не вижу причин, почему я не могу говорить об этом. И только по обратной реакции людей я вдруг узнаю, что эта тема является табу.

Когда ты достаточно публична, у тебя вырабатываются определённые защитные механизмы, которые помогают справляться с этим. У меня достаточно чётко выстроены границы. Я спокойно отношусь к тому, что мне могут написать, как с этим работать. Плюс мне помогает мой опыт. Поскольку вырабатывание таких защитных механизмов является процессом постепенным, я бы никому не рекомендовала бросаться в этот омут сразу, не имея никакого опыта. Помимо душевного эксгибиционизма, я это делаю для того, чтобы добиться валидации наших чувств и того, какими разными мы можем быть – для меня это часть моей миссии. Если какая-то тема считается табу, и о ней не говорят, то она такой и останется. Важно говорить о ней постоянно, тогда она станет нормальной. Я в этом вижу свою миссию. Когда я открыто говорю о своих проблемах, я вижу, что людям от этого становится легче, глядя на меня. Потому что если публичный человек может открыто говорить о своих проблемах, при этом не рассыпаясь на части, значит эту проблему можно решить и пережить. Ведь проблемы бывают у всех. Я говорю о своих проблемах открыто, не покрываясь пятнами стыда. Значит это решаемая проблема, а не какой-то стыд. А у нас культура стыда очень развита. Я вношу свой маленький вклад в борьбу с этим, я говорю и не стыжусь этого. Когда человек говорит о себе: «Я умная! Я хорошая!», это является частью его жизни. Нам стоит двигаться в эту сторону.

Это отличная миссия! Теперь давайте обратимся к мнению профессионального психолога Мария Скрябиной. Мария, Вам слово. Что говорит нам наука про то, как мы развиваемся?

М.С. Для меня эволюционная психология отвечает на вопрос, почему мы чувствуем то, что чувствуем. Я хочу прямо сейчас делать заявление о том, что я не кандидат наук. Я мама двоих детей. Да у меня не сложилось с кандидатской, но это не мешает мне интересоваться и анализировать. Я бы хотела поделиться с вами своими знаниями.

Женщина всегда стеснялись и стыдились быть собой, быть личностями. Очень часто я слышу, что нас, девочек, кто-то задавил. Я не очень люблю подобные радикальные суждения про времена Советского Союза и, что все мужики козлы, и прочее. Даже меня всю молодость преследовали замечания из серии: «Маша, будь спокойнее! Маша, будь меня манерной! Не привлекай к себе внимание!». На что у меня всегда возникала обратная реакция, я не понимала: «Почему нет?! Почему я не могу так делать? Почему я не могу быть заметной?». Мне всегда хотелось этого. Давайте посмотрим на эту ситуацию с точки зрения эволюции. Исторически так сложилось, что женщинам было очень важно сидеть тихо и незаметно, чтобы не спровоцировать агрессию. Они руководствовались сне стыдом, а страхом. Страх – это в принципе понятие очень ограничивающее. Для мужчины эволюционно быть ласковым и понимающим означало опасность. Для женщины заявить о себе так же было очень опасно. На этих азах базировалось, в принципе, всё выживание человечества в целом. Так длилось порядка 15 веков. В настоящее время мир продвинулся далеко вперёд, и тем не менее мы ещё корнями упираемся в те давние времена.

В следующие пять веков начали происходить постепенные перемены и появление более активных и ярких женщин, которые готовы были о себе заявить. Их появлялось всё больше. Тем не менее, до сих пор мы по привычке боимся высунуться, чтобы не навлечь на себя гнев, как много миллионов лет назад. По сути, если женщина высовывалась, то скорее всего она была бы убита и не могла бы выполнять свою основную миссию. Её основной миссией являлось продолжение рода.

Что сейчас является важным для нас, так это то, что мы можем пробовать новое поведение, регулировать уровень страха и тревожности. Даже современные мужчины понимают, что им не обязательно быть такими сильными, и они могут проявить свою слабость и уязвимость, выразить интерес к тому, что раньше считалось ненормальным для мужчины. Как раз эта человеческая особенность может быть частью общемировой мудрости.

Смотрите как зарождались защитные реакции: первая защитная реакция была «фриз», то есть застыть. Поэтому, когда мы начинаем думать: «А как отреагирует на нас общество? Что оно подумает? А стоит ли это делать?», мы начинаем сами тормозить себя и думать: «А может не надо?». Это и есть «фриз».

Далее, когда человеческая мысль получила своё развитие, началась Эпоха Просвещения, Эпоха Возрождения. В этот период у женщин начала возникать и формироваться другая защитная реакция, нежели просто молчание – «флай» и «файт». Сначала появляется «флай» – это означает убежать в моду, убежать вещи, понять, что ты не можешь это получить и переключиться на что-то другое. То есть, защищаться и реагировать на страх, гнев, грусть, угрозу с помощью каких-то действий, то есть «флай», а это тоже новая защитная реакция. Далее началась новая волна феминизма, когда женщины начали отстаивать свои права, – это уже называется «файт».

Заканчивая свою речь, я хочу сказать, что всем нам иногда хочется закрыться, потому что страшно. Всем нам нужно стремиться эволюционно к состоянию зелёной кнопки, потому что красную кнопку мы уже прошли через много веков, когда мы просто замирали и всё подавляли. Также мы прошли через синюю кнопку, когда мы уже перешли к определенным действиям. У нас есть ещё зелёная кнопка. Это значит говорить просто, без протеста и стеснения, пробовать что-то новое.

Мария, среди наших читателей очень много родителей, которые хотели бы, чтобы у их детей была нормальная здоровая самооценка. Что Вы можете им посоветовать, как можно поддержать в детях эту уверенность в себе, не бояться пробовать получать новый опыт, через этот опыт успокаиваться, обретать уверенность в себе?

М.С. Почаще хвалите их и поддерживайте, не стоит их критиковать – внутренний критик у них и сам вырастет, поверьте мне.

Не бойтесь считать себя умной, способной и талантливой, и заявлять об этом окружающим! Только осознание этих качеств и вера в себя поможет вам стать увереннее, двигаться дальше, успешно реализовывать себя в материнстве, карьере и других сферах жизни! Только счастливая и успешная мама сможет передать эти качества своим детям. Ведь они берут пример, прежде всего, с нас.