Группа друзей-антропологов едет в Шведскую глубинку в языческую коммуну на праздник солнцестояния - особый, который празднуется раз в 90 лет. Поехали за развлечением, не понимая, что все серьезно и что община, живущая по своим древним законам уже столетия, воспринимает мир совсем иначе и их ритуалы - не игра...
А древние не шутили и природа для них была не бабочками с цветочками на газонах, как для современного человека, а страшной мистической стихийной силой, которую надо уважать, относиться с благоговейным трепетом и, время от времени, задабривать...
Фильм-ловушка...
Жанр, который заявлен - хоррор, но умный, психологичный. Анализировать его можно долго и процесс этот интересный. В жестах, взглядах, незначительных моментах разгадывать мотивации дальнейших поступков героев и как рыбак по намекам, символам, выуживать множество идей, заложенных в фильм. Это кино - рай для антрополога.
Трепетное, даже дотошное внимание к деталям, шикарная операторская работа, талантливая режиссура, игра актеров - все это увлекает и в этом, на мой взгляд, главный подвох фильма.
Режиссер заманивает зрителя в красивый духовный мир единения человека с природой, от созерцания которого сложно оторваться, чтобы в конце ошарашить жуткой развязкой и оставить нас с очень странным послевкусием.
Может быть, в этом и видел Астер свою задачу - показать, что современная "цивилизация" настолько разошлась в представлениях о хорошем и плохом, добре и зле, вопросах морали и этики с миром предков, что разница эта, сегодняшнего человека, привыкшего только потреблять - шокирует.
Посвящение в демоны...
В числе многих, в "Солнцестоянии" на примере "параллельного социума", коммуны, раскрывается тема попыток человека вернуться назад в природу, слиться с ее циклами, оставив позади саму человечность...
Природа слишком огромна и, как единый организм, не замечает проблем, жизни и смерти одной "клеточки", отсюда представление о ее жестокости. Но когда человек начинает этому подражать - получается ад.
Это фильм про над-человеческий взгляд, в котором нет места любви. То есть, любовь есть, но не объединяющая, а разделяющая - любовь только для "своих". Но даже "своих" можно принести в жертву ради... ради чего? Ради самого этого взгляда или каких-то идей о том, что Природе это нужно?
На что мы, люди готовы ради защиты идей и собственных представлений о мире? Ради фанатичной веры? А готовы на многое и от этого становится жутко. Кошмары этого фильма не в монстрах и маньяках, они таятся внутри нас - это мы и есть, готовые убивать с улыбкой на лице и в абсолютной уверенности, что делаем благое дело.
Есть в фильме мощная и отдельная психологическая тема - потери семьи и ее новое обретение в параллельном социуме. Как попытка найти "дом" не внутри себя, а во внешнем. И цена такого выбора тоже показана.
P.S. Рекомендовать ли к просмотру? На любителя.
Кого-то этот фильм восхищает и он действительно талантлив, но... Другая категория людей испытывает к нему прямо противоположные чувства вплоть до отвращения. "Солнцестояние" разделяет людей, заставляет вступать в ожесточенные споры, потому что варианты трактовок фильма слишком контрастны. Вы или любите его, или ненавидите.
Но при этом, каждый, начавший его смотреть, обязательно досмотрит до конца и вкусит в полной мере талант режиссера, его способность погрузить зрителя в свое кино с потрохами. И, независимо от отношения к тому, что на экране, зритель будет терпеть и позволит творить с ним, с его сознанием, восприятием, психикой - все, что угодно.
Телеграм-канал @КиноСтранник