Прежде всего, сразу скажу, что не хочу кого-то обвинять. Но психология - это очень часто о проблемах. Проблемах, которые было бы желательно разрулить, и делается это только при помощи дыхательной гимнастики и упражнений для глаз далеко не всегда.
Как и люди других профессий, учителя бывают разные. И по человеческим, и по профессиональным качествам. Среди моих знакомых есть учителя, к которым я испытываю чувство уважения и благодарности.
Но с точки зрения психолога хочу описать учителя, к которому следует относиться с некоторой опаской. Это учитель, в классе которого есть изгой.
Это такой (чаще всего) мальчик, который во всём виноват и вообще очень ужасен. Он бойкий, но не как все дети, а чересчур. Все дерутся, а наказывают только его, причём наказывают демонстративно и показательно, отчитывая перед всем классом. Это именно он забывает дома всё, что нужно принести. Список может быть длинный. Тут и сменная обувь, и домашняя работа, и поделка, и записка от родителей, и спортивная форма, и учебник. Это именно он толкает одноклассников, как бандит какой-нибудь, и что из него ещё вырастет! Он перечит, спорит, огрызается, грубит. Он не ходит строем в столовую завтракать. На уроках он смотрит в окно! А ещё свою ручку на диктант не приносит и догадывается попросить, когда половину этого диктанта уже написали. Он всегда получает двойки за диктант. Он не просто плох. Он вообще чудовище! И всем это известно во всей школе, даже директору, хотя "чудовище" это учится только во втором классе.
Знакомая картина?
Причём при взгляде со стороны этот школьник вполне может показаться бойким, симпатичным, сообразительным и прилично воспитанным.
В чём секрет? Он называется "изгой в классе как метод поддержания дисциплины". Учитель выбирает довольно уверенного и выносливого ученика в качестве мишени для своего воспитательного процесса. Ему одному сильно достаётся за всё, заслуженно и незаслуженно: и выговоры, и нравоучения, и отчитывания перед всем классом, и замечания, и недовольный тон, а иногда и крик, и упрёки, и частые визиты родителей в школу...Достаётся одному, зато другие боятся и ведут себя тише воды - ниже травы.
Ещё раз: я не обвиняю учителя. Почти всегда такой метод учитель выбирает неосознанно. Возможно, он унаследовал его у кого-то из своих школьных учителей ещё в детстве. Или на студенческой практике подсмотрел и усвоил, тоже неосознанно, как усваивается нами любая манипуляция.
Роль изгоя хотя и долговременная, но не вечная. Оттрубив своё по полной, изгой начинает потихоньку "исправляться" (если до тех пор в другую школу не убежит), а на его место назначается другой, который раньше и вообще почти отличником был, а в последнее время совсем от рук отбился... Улавливаете? Никто не знает, кому достанется эта роль в следующий раз. Выбор учителя - вещь иррациональная.
Психолог Марина Нестерова