Сейчас, когда с начала 90х россияне эмигрируют за лучшей жизнью в Европу и Америку, особенно показателен пример тех людей, кто тоже мог бы эмигрировать, но остался. Остался по причинам глубоко нравственным, это даже сложно назвать патриотизмом, это что-то выше этого, что-то неотъемлемое, недоступное и... достойное бесконечного уважения.
Иван Петрович Павлов - ученый, физиолог, вивисектор, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года, не покинул родину в 1920е, хотя у него были все возможности.
Известно, что в годы Гражданской войны и военного коммунизма Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет.
Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.
А почему он остался, вопреки логике, здравому смыслу и расчету?
Эти слова должны пролить свет на смысл поступка ученого:
«…я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, её жизнью прежде всего интересуюсь, её интересами живу, её достоинством укрепляю своё достоинство».
Можно было бы предположить, что академик был лоялен к советской власти, поэтому остался. Но нет! Он неоднократно высказывался против, даже писал письма. Но он разделял режим и родину, которую не мог покинуть ни при каких обстоятельствах.
Выступление 1929г.:
"Мы живём в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волховстрои и Днепрогэсы"
Из письма министру здравоохранения РСФСР Г. Н. Каминскому от 10 октября 1934 года:
"К сожалению, я чувствую себя по отношению к Вашей революции почти прямо противоположно Вам. Меня она очень тревожит… Многолетний террор и безудержное своеволие власти превращает нашу азиатскую натуру в позорно рабскую. А много ли можно сделать хорошего с рабами? Пирамиды? Да; но не общее истинное человеческое счастье."
Из письма в адрес СНК от 21 декабря 1934 года:
"Вы напрасно верите мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было.. Но мне тяжело не от того, что мировой фашизм попридержит на известный срок темп естественного человеческого прогресса, а от того, что делается у нас, и что, по моему мнению, грозит серьезной опасностью моей Родине"
Как считаете, что движет человеком, когда он не готов покинуть родину и улучшить свою жизнь?